Накануне
Германия
Франция
Италия
Великобритания
США
Скандинавы
Испания
Нидерланды
В Рабочей партии Бельгии оппортунисты господствовали еще до Первой мировой войны - многолетний лидер партии и председатель Международного социалистического бюро Эмиль Вандервельде проводил политику соглашения с либеральной буржуазии. Постоянные оглядки на союзников справа привели, в частности, к капитуляции бельгийских социалистов во время всеобщих забастовок 1902 и 1913 г., когда рабочие требовали отмены неравного представительства в парламенте, дававшего преимущества имущим классам и клерикальной Католической партии (в итоге равное и всеобщее представительство мужчин и снижение минимального возраста для избирателей с 25 до 21 года было реализовано лишь на первых послевоенных выборах в 1919 г., а женщины получили избирательные права только в 1949 г.).
Эмиль Вандервельде
Господство правого крыла в партии укрепилось с нападением Германии на Бельгию -правительство и большая часть политиков бежали во Францию (под контролем Антанты, к которой вынужденно присоединилась Бельгия, осталась лишь небольшая часть страны, остальное оказалось подл немецкой оккупацией). Оккупацию Бельгии любили приводить как довод в пользу выбранной ими позиции антантофильские шовинисты, тогда как Ленин оценил (и, как оказалось, справедливо - эта страна стала в ПМВ не только жертвой, но и захватчиком, получив контроль над бывшей германской колонией Руанда-Урунди) случай Бельгии и позицию лидеров БРП так:
>>>Бельгийской «стране» в данной конкретной войне, если относиться отрицательно или издевательски или халатно (как относятся Аксельроды) к социалистическому перевороту, нельзя помочь иначе, как помогая царизму душить Украину. Это факт. Обходить его со стороны русского социалиста есть цинизм. Кричать о Бельгии и молчать о Галиции есть цинизм.
Что же было делать бельгийским социалистам? Если они не могли совершить социального переворота вместе с французами и т. д., им надо было подчиниться большинству нации в данный момент и идти на войну. Но, подчиняясь воле класса рабовладельцев, надо было на них свалить ответственность, не голосовать кредитов, послать Вандервельде не в министерские поездки к эксплуататорам, а в организаторы (вместе с революционными социал-демократами всех стран) нелегальной революционной пропаганды «социалистического переворота» и гражданской войны; надо было и в армии вести эту работу (опыт показал, что возможно даже «братанье» рабочих-солдат в траншеях воюющих армий!). Болтать о диалектике и марксизме и не уметь соединить необходимое (если оно на время необходимо) подчинение большинству с революционной работой при всяких условиях есть издевательство над рабочими, насмешка над социализмом. «Граждане Бельгии! Нашу страну постигло великое несчастье, его вызвала буржуазия всех стран и Бельгии в том числе. Вы не хотите свергнуть этой буржуазии, не верите в апелляцию к социалистам Германии? Мы в меньшинстве, я подчиняюсь вам и иду на войну, но я и на войне буду проповедовать, буду готовить гражданскую войну пролетариев всех стран, ибо вне этого нет спасения крестьянам и рабочим Бельгии и других стран!» За такую речь депутат Бельгии или Франции и т. п. сидел бы в тюрьме, а не в кресле министра, но он был бы социалистом, а не изменником, о нем говорили бы теперь в траншеях и французские и немецкие солдаты-рабочие, как о своем вожде, а не как о предателе рабочего дела.
Вандервельде же вместо этого поддержал клерикальное правительство (а затем и вошел в его состав - с 1916 г. как министр без портфеля, с 1917 г. министр снабжения) и призвал, в частности, русских рабочих "временно" прекратить борьбу с царизмом.
Неудивительно, что и отношение его к Октябрьской революции оказалось отрицательным - позже он принял участие в качестве защитника на процессе правых эсеров в 1922 г., и его и так нарицательное имя стало для Советской России еще более одиозным. БРП оставалась в составе коалиционного правительства до 1921 г. (и вновь в 1925-27 гг.), однако в партии нашлись и более левые элементы.
В 1919 был создан орган левого крыла БРП "Эксплуате" ("Эксплуатируемый") и, вокруг него, фракция "Друзья эксплуатируемого" во главе с Жозефом Жакмоттом. В том же году из состава БРП вышла коммунистическая группа во Фландрии, а в 1920 г. - из Валлонии, затем обе группы объединились в Бельгийскую коммунистическую партию во главе с Варом ван Оверстратеном.
Жозеф Жакмотт
В 1921 г., наконец, БКП и покинувшие БРП "Друзья эксплуатируемого" объединились в Коммунистическую партию Бельгии - если ван Оверстратен был впоследствии исключен из нее за троцкизм, то Жакмотт оставался в руководстве партии до своей смерти в 1936 г.