Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Category:

Наш ответ Керзону-34: Шульман о коммунизме и Кампанелле

https://echo.msk.ru/programs/status/2223778-echo/

>>>Е.Шульман― Итак, наш завершающий термин, который закрывает букву «К», на которую было так много удивительных терминов. Надеюсь, что осенью, может, с вами начнем с буквы «Л». Термин этот вы можете прочесть на нашей высокохудожественной доске. Термин этот «коммунизм», дорогие товарищи. Коммунизм – политическое и философское учение чрезвычайной древности и при этом чрезвычайной актуальности, слух о коем идет не только по всей Руси великой, а вообще по всему пространству земли которое продолжает интересовать и привлекать, и отталкивать людей, поэтому об этом полезно знать.
Начинаем, как всегда с этимологии. Корень – это communis. По латыни – общий или универсальный. Как идеологическое движение коммунизм предполагает, программа, обобществление ресурсов, отказ от частной собственности, коллективную собственность на средства производства и постепенное исчезновение или, в зависимости от степени вашей радикальности, мгновенную отмену социальных классов, денег и государства. В финале коммунистической эволюции государство должно исчезнуть в самоуправлении граждан, коллективно владеющих средствами производства.

Со словарным определением проблем нет.

>>>Коммунистические идеи или протокоммунистические идеи стары, как само человечество. Они чрезвычайно тесно связаны с генезисом примитивного христианства. А еще и до примитивного христианства довольно многие религиозные течения как-то представляли себе или визуализировали себе в качестве финальной точки развития человечества вот такое общество без денег, без насилия, без разделения на классы, общество всеобщего равенства, в котором как-то вот никто не работает или, наоборот, все работают, понемножку разделяя между собой эту самую тяжесть, и вот все наслаждаются этим миром и равенством.


А вот тут уже надо добавить, что не в одном христианстве дело (что она и признает по сути), а в том, что мысли о равенстве угнетенным классам в голову приходят неизбежно – хотя до появления пролетариата оформиться в реализуемую доктрину эти идеи не могли.

>>>Эти идеи обычно носят эсхатологический характер, то есть привязаны к идее конца света, второго пришествия, в общем, какого-то финального Царствия Божьего на земле. Но приблизительно к эпохе просвещения начались мечтания о том, что нельзя ли это сделать немножечко пораньше и без особенных, скажем, религиозных привязок, светским способом, то есть методом социальных революций или социальной реформы в зависимости от степени вашего радикализма.
В сердце этого термина «коммунизм» у нас имеется понятие о коммуне, то есть об этой общей жизни. Сам термин впервые употреблен как «коммунизм» во Франции. НРЗБ года. Малоизвестный у нас просвещенческий писатель и философ Виктор НРЗБ как его называют в русской транскрипции по традиции как-то ужасно искажать русские имена, как вот у Пушкина Дидро называется Дидерот: «Садился Дидерот на шаткий свой треножник».
Так вот именно он написал в 77-м году трактат о том, что вот как хорошо бы жить всем коммунами и разделять между собой экономические и материальные ресурсы и поровну какое-то одинаковое количество часов работать. Такого рода идеи именно в этой форме возникали потом чрезвычайно часто. Многих людей называли отцами коммунистической теории.

Виктор д’Юпе (d’Hupay) – англовики расшифровщикам «Эха» в помощь.
>>>Те, кто получал советское образование, те были подвергнуты соответствующей идеологической индоктринации, в которой все мыслители, вся история человечества исключительно была ступенью на пути к марксизму-ленинизму, поэтому советский извод коммунистической идеологии записывал в свои предшественники всех кого только можно. Все вот мечтали… Это, конечно, тоже, не в обиду никому будет сказано, списано с христианской теологической философии, в которой все мудрецы древности, они тоже предвидели Христа, но не совсем хватало у них на то, чтобы до окончательно истины, но они как-то старались.

Здесь параллель с религией вместо науки становится совсем уж натянутой (почему бы не провести параллель, например, с Лоренцом, дошедшим до части вошедших в СТО уравнений, но не до самой теории?).

>>>Точно так же, соответственно, все до Маркса и до Ленина как-то стремились, шарили руками, но не могли нащупать эту самую финальную истину. НРЗБ, Роберт Оуэн, Сен-Симон, не тот Сен-Симон, который мемуарист, а тот, который философ – вот это наиболее крупные предшественники Маркса и Энгельса в деле разработки коммунистических теорий.

…потому что не смогли найти класс, на который могли бы опереться.

Не слушал, но по логике вещей этот «НРЗБ» должен быть Шарлем Фурье – в таком случае еще один гол расшифровщикам «Эха»

Надо сказать, что к тому моменту, когда Маркс с Энгельсом к середине XIX начали свои писания и свою пропагандистскую деятельность, термин «коммунизм» был, в общем, ругательным. Им обозначали некую крайнюю степень желания переделать общественное устройство. В частности, в этом смысле вы можете, например, НРЗБ этот термин Герцену. Он вообще, как-то не любил Маркса. Маркс писал: «Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в первую очередь не бросала бы клемящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам». С этим ассоциировалась некая радикальная революционность.

- как и многие политические наименования вообще (те же «виги» и «тори» изначательно – ругательства). С коммунизмом же всё вышло еще проще – «- Вы хотите всё обобществить! – Да, мы этого и хотим».

>>>Про Энгельса мы с вами говорили в одной из прошлых передач. Про Маркса мы не будем говорить, мы вредные. Но, тем не менее, если уж мы вспомнили про «Коммунистический манифест», а мы не можем его не вспомнить, потому что это основополагающий документ коммунистической доктрины, зачтем кратко десять пунктов, которые, собственно, содержит коммунистическая программа. То есть ты читал, как она в «Коммунистическом манифесте», да?
Маркс пишет, что, конечно, эти десять мероприятий могут в различном темпе могут в различных странах вводиться, но, вообще-то говоря, в наиболее передовых они должны быть применены повсеместно.
Итак, первое: «Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов». Недра – народу.



На тот момент всё-таки не сколько «недра», сколько земля, и земельные собственники к тому моменту были самым реакционным классом, доходы которых не имели даже таких оправданий, как у буржуазии.

>>>«Высокий прогрессивный налог» (никакой плоской шкалы). Отмена права наследования, — извините, — конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников». Широко понимаемая мера. Кто эмигрант, кто мятежник – это уж мы потом решим.

У Маркса и Энгельса вообще-то перед глазами был пример Великой французской революции (буржуазной, между прочим!), где и конфискации были, и эмигранты с мятежниками были вполне явственными.

>>>«Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией». То есть никаких других банков, кроме государственного банка.

- именно так.

>>>«Централизация всего транспорта в руках государства». Ни тебе Убера ни тебе Яндекса.

- вместо этого – государственные службы таки и другого транспорта, если в наши дни. Тогда же – прежде всего национализация железных дорог и пароходных компаний.

>>>«Увеличение государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашни и улучшение земель по общему плану». То есть плановое хозяйство и государственная промышленность.

- разумеется.

>>>«Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия». Это друдармии (так в тексте – О.К.), которые в ранние годы военного коммунизма у нас тоже применялись, оставили о себе недобрую память. В наиболее последовательном виде, конечно, Пол Пот проводил такого рода политику, когда он горожан выселял в сельскую местность, чтобы они там занимались сельским трудом.

Крайне странно приводить пример «последовательной» политики у немарксиста Пол Пота, тогда как все марксистские режимы проводили политику развития городской промышленности и переселяли жителей деревень в города, а не наоборот.

>>>Кстати, одна из наиболее характерных черта всякого рода утопий, которые приводят к массовому геноциду – это мечта о сельском труде, полном добродетели и враждебное отношение к городам. Вот если вы отмечаете это в какой-то идеологической платформе – знайте, что массовая резня где-то тоже записана невидимыми чернилами. Утописты не любят города. Города – родина демократии. Города много о себе понимают. Воздух города делает человека свободным. Почему-то считается, что на лоне природы, когда все будут копать землю и выращивать какие-то продукты – там-то вот всеобщее равенство легче насадить, чем в городе, который способствует неравенству.

Прямо противоположно марксизму, который считает передовым классом капиталистического общества промышленный пролетариат и считает «насаждение равенства» в деревне образца ΧΙΧ века невозможным из-за дифференциации крестьянства на сельский пролетариат и сельскую буржуазию и неспособности промежуточных слоев деревни к последовательному политическому действию.

И да, у автора оказывается, что демократия и свобода связаны с неравенством (бедные французские буржуазные революционеры!).

>>> «Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней». Тут опять же те, кто учился в советской школе, вспомнят.

Да, и у марксистов это переустройство деревни, чтобы она приблизилась к городу, а не наоборот, так что Пол Пота она приплела зря.

>>>«Общественное бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме». Ну, то вот викторианская промышленная революция во многом на детском труде, действительно, строилась.
«Соединение воспитания с материальным производством». Как ПТУ.

Не только ПТУ, инженерам тоже желательно знать, с чем они будут на практике работать.

>>>Это вот 10 пунктов «Коммунистического манифеста».
Как в современном мире обстоит дело с коммунистическими идеями. В форме некоего общего левого крена они впитались в мозги довольно многих политических элит в разных странах мира. НРЗБ Именно в связи с наследием и слиянием (так в тексте – О.К.) коммунистических идей мы с вами говорим о неравенстве как об ужасном грузе, который надо каким-то образом устранять. Адам Смит удивился бы страшно, если бы ему сказали, что с неравенством надо бороться. Он-то утверждал, что это, наоборот, способствует конкуренции, прогрессу и развитию, потому что зачем развиваться, если равенство всеобщее и так уже обеспечено.

Не совсем понятно, чью же точку зрения автор разделяет?

>>>Идея о всеобщем гражданском базовом доходе, популярная нынче обсуждаемая идея тоже неожиданном образом возвращает нас к идее утопического коммунизма.
М.Наки― А не социализма ли?

Связать БОД прямо с коммунизмом – даже собеседник усомнился.

Е.Шульман― Социализм – это первая коммунизма (так в тексте. Экономит «Эхо» на редакторах, что ли? – О.К.) , в которой имеется еще немножко частная собственность и некоторая даже частная торговля, но не для извлечения прибыли, как учила нас советская власть. Но поскольку средства производства уже обобществлены, то можно говорить о то, что это тоже стадия коммунистическая. А главная загвоздка с реализацией коммунистических проектов, — а их реализовывалось в первой половине XX века, да еще и во второй на достаточно большом количестве территорий, — состоит в том, что как-то фаза растворения государства всё никак не наступает, а, наоборот, наступает фаза усиления государства и в особенности его репрессивного аппарата.

- странно было бы ожидать отмирания государства во враждебном капиталистическом окружении. И аппарат – это с чем сравнивать, на той же Кубе до Фиделя вообще-то была диктатура Батисты.

>>>Где у нас нынче коммунистические партии находятся у власти. Это Китай, Куба, Лаос и Вьетнам. Китай крайне своеобразно понимает учение Маркса, но, тем не менее, возводит себя к нему. Северная Корея называет официально свою идеологию чучхе, но считает его творческим развитием марксизма-ленинизма. Коммунистические и околокоммунистические партии находятся в парламентах многих стран мира, достаточно влиятельные. В основном это в странах Латинской Америки, в которые левые настроения чрезвычайно сильные, в Бразилии, в Индии вполне влиятельная коммунистическая партия, в Непале, в Южной Африке.

В Непале тоже у власти, а из стран с влиятельными компартиями не назвала европейские – Грецию и Португалию

>>>В странах более развитых и более счастливых – там больше партии социалистические или некие условно левые. В завершение скажу вам, что я никогда не поддерживаю эти идиотские расчеты, кто поубивал больше людей: крайне правые или крайне левые? Но в, вообще, по подсчетам в течение XX века больше людей погибли от рук своих собственных правительств, чем от каких-то иноземных захватчиков или внешних агрессоров. И конечно, по организации массовых гетакомб из собственного населения левые режимы разного типа не знают себе равных: китайский, советский, северокорейский, камбоджийский — все они большие молодцы в этом отношении.

По каким именно подсчетам потери от собственных правительств (суммируя даже левые и правые) превосходят потери от двух мировых войн, развязанных отнюдь не левыми, и куда записаны колониальные репрессии?! Испания-1939, Финляндия-1918, Индонезия-1965, Гватемала при всех диктатурах (но особенно при Риосе Монтте), Руанда-1994 (антикоммунизм, кстати, в пропаганде хуту-экстремистов вполне был) тоже «несравнимы»? Да и младотурки как-то мало были похожи на крайних леваков, а уничтожали они «свое» по подданству население.



>>>М.Наки― И мы переходим к нашей следующей, заключительной для нашего специального выпуска рубрики программы «Статус».
ОТЦЫ. ВЕЛИКИЕ ТЕОРЕТИКИ И ПРАКТИКИ
Е.Шульман― Поскольку Маркса мы волюнтаристски отказались обсуждать, то мы поговорим о человеке, которые считается одним из отцов коммунистической теории, человеком, внесшим свой вклад в развитие коммунообразной мечты, но при этом человеке крайне своеобразным с очень увлекательной биографией. В фантастическое совершенно время жил и прожил его чрезвычайно интенсивно. Это философ, теолог, писатель, маг и волшебник Томмазо Кампанелла, автор известнейшей утопии «Город солнца».
М.Наки― Кстати, буквально несколько минут назад говорили, что утописты стремятся больше не к городам, а тут?
Е.Шульман― А тут у нас целый город. Сейчас мы еще расскажем, как он должен был быть устроен по замыслам Кампанеллы, и кровь застынет у вас в жилах.
Итак, этот человек у нас итальянец калабриец, доминиканский монах, как многие оригинально мыслящие люди той эпохи. Прожил он 71 год, что для того времени чрезвычайно много, особенно, учитывая, в каких условиях он прожил свою жизнь. Сейчас мы об этом немножко поговорим, вы опять же изумитесь. С 1568 до 1639 года прожил. Человек этот стоит как бы на границе эпох. Он завершает собой эпоху Ренессанса, потому что умер он во Франции уже при кардинале Ришелье. Уже маленький Людовик XIV народился, он ему писал гороскоп. Притом, что по своему типу личности он такой типичный ренессансный мечтатель.
На самом деле, основной его интерес состоял из всякого рода астрологических и магических практик. Он очень был сильно углубленный в это дело человек, за что частично и пострадал. Также он пострадал и за участие в сложных политических интригах того времени, как, собственно, и Джордано Бруно. Кампанелла из 72 лет 27 лет провел в заключении. Что там с ним делали, я даже сейчас в прямом эфире не буду рассказывать. Как он жив после этого остался в условиях отсутствия антибиотиков, антисептиков и проточной воды, мне лично непонятно. Тем не менее, он не только остался жив, но и он в заключении написал бешеное количество трактатов общим объемом 30 тысяч страниц – посмотрела я. У него отбирали эти его произведения – он восстанавливал их по памяти и сам переводил на латынь, в частности этот самый «Город солнца».
Чем он занимался, за что его, собственно говоря, 27 лет гнобили? Он был вовлечен в борьбу папского престола с испанской монархией на территории Италии. Он сначала, наоборот, сделался страшно расположен к испанским монархам, которые должны были по его замыслу реализовать его идею всемирной монархии. Он представлял себе тоже какую-то эсхатологическую картину всеобщей христианской империи, которой правят философы.
Он в этом смысле наследует Платону, у которого тоже в его «Республике» короли, философы должны иметь власть и руководить всеми остальные. Это безумные, шизоидные идеи, потому что если в разделяете граждан на категории и говорите, что одни из них философы и должны управлять, а другие — так себе и должны слушать, чего им говорят, то вы находитесь бук в двух шагах от установлении теократической диктатуры. Платона мы тут любим гораздо меньше, чем Аристотеля, чей бюст украшает эту студию, где мы сейчас находимся.
Потом он, наоборот, перекинулся на противоположную сторону и стал интриговать против испанской монархии, и в частности, организовывал так называемый «калабрийский заговор» в свой родной Калабрии, которая тогда была под испанцами, который должен был прогнать оттуда испанские войска при помощи, среди прочего, флота Оттоманской империи.
За него торговался римский папа с испанским королем. Всякие другие власти, в том числе французские, были во всё это вовлечены. Это ровно эта специфическая поздняя ренессансная эпоха, когда сначала вздергивают тебя на дыбу, а завтра ты у римского папа в гостях находишься, а потом – наоборот. Когда римский папа, наконец, выкупил его из заключения, то он привез его обратно и посадил его немедленно уже в Риме. И он писал там, жаловался, что типа «при испанцах я лучше сидел».
Эти сидения тоже были очень оригинальными. В какой-то момент его засунули в какую-то жуткую каменную яму, залитую водой, в которой не было света, в которой он чуть не помер. Вообще, удивительно, что он не помер. В другое время он принимал там посетителей и зарабатывал составлением гороскопов и писал свои трактаты. Он пытался всё время бежать.
Вообще, когда читаешь мемуары того времени — Бенвенуто Челлини или Казановы, например, — то всё время видишь эти удивительные пассажи типа: проковырял стену гвоздем и убежал, или: прятал в матрасе куски простыни, связал из них веревку, спустился со стены, упал, сломал ногу, но полз, как Бенвенуто Челлини. То есть как-то у них интересно всё это было. Современному человеку иногда бывает трудно это понять.
С римский папой он занимался магическими ритуалами, которые должны были отвратить от него вредное влияние солнечных затмений. Он считал, что солнечные затмения очень ему вредят. Кстати, он тоже умер в 639 году незадолго до солнечного затмения, которое предсказал.

- как мило проходила политическая борьба до кровожадных коммуняк.



>>>В Городе Солнца предполагается реализация этой самой платоновской республики. НРЗБ Он в магию очень сильно верил и видел в ней оружие против Реформации. Он хотел помочь католической церкви. Серьезно настаивал на том, чтобы в католический церковный обиход были введены эти астрологические и магические ритуалы, считал, что это очень сильно поможет.
Итак, несменяемая власть священников, которые при этом одновременно колдуют.
Обобществление детей. После 7 лет все воспитываются коллективно. Помним, что у нас говорится в «Коммунистическом манифесте» на этот счет.
Никакого ни у кого имущества, все работают по 4 часа в день. В основном, кстати говоря, овладевают разными ремеслами, ручным трудом, в том числе, сельскохозяйственным.
Всем довольны, потому что путем гороскопов распределяют их по занятиям, свойственным их способностям. От каждого по способностям, каждому по потребностям. Таким образом, в общем, они живут. Никому бы из нас не понравилась эта замечательная жизнь в «Городе Солнца», потому что это чудовищная совершенно тирания, в которой тебе назначают какое-то занятие, потому что астролог тебе посчитал, а ребеночка у тебя отбирают не после 7 лет, а после окончания кормления. До 7 лет они там воспитываются в игровой форме.

Детей отбирать – перегиб, но остальное, очевидно – явный прогресс по сравнению с тем временем, когда занятие определялось даже не какими-то специальными людьми, а просто семьей, где человек родился.

При этом его собственные педагогические идеи были чрезвычайно гуманистические. Он потом повлиял на педагогику. Кроме этой маленькой детали, что детей отбирали у родителей, сами способы обучения, которые он предлагал, были вполне себе гуманными и продвинутыми для своего времени.
Смертная казнь сохраняется в Городе Солнца – плохая новость. Быт уничтожатся. Из личного опыта он, видимо, знал, что это не самое лучшее занятие. Вот такие у нас были утописты на закате Ренессанса. Ришелье он пытался заинтересовать магическими штуками, но его это не заинтересовало, он был более практического плана человек, чем римский папа Урбан, с которым у Кампанеллы как-то лучше получилось. Сначала хорошо получилось, а потом он его тоже посадил.
Tags: антикоммунизм, наш ответ Керзону
Subscribe

  • 5 августа 1921 г.

    5 августа 1921 г. Ленин дал развернутый ответ Гавриилу Мясникову в письме, в котором подчеркнул, что «Свобода печати в РСФСР, окруженной…

  • 4 августа 1921 г.

    4 августа 1921 г. Президиум ВЦИК принял постановление об отчислении в пользу голодающих одного фунта из каждого пуда (т.е. 2,5 %) продуктов,…

  • 3 августа 1921 г.

    3 августа 1921 г. по делу о Петроградской боевой организации был арестован Николай Гумилев (приговорен к смертной казни с другими участниками…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments