Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Categories:

Нас наебали-21: барьеры в выборах и представленность оппозиции

Напоминаю, что серия постов "Нас наебали" посвящена сравнению советского прошлого (к которому многие как из числа сторонников действующей власти, так и из числа оппозиции относятся скептически) с последующим периодом по различным экономическим и социальным показателям.

1990-е называют годами реформ, 2000-е - тучными, о нынешнем периоде многие тоже говорят комплиментарно (а из тех, кто ругает - многие ностальгируют по к 1990-м). Будем же смотреть, что показывает сравнение различных сфер жизни общества (в некоторых постах также затрагивается тема сравнения СССР с дореволюционной Россией).

В этот раз - о реализации пассивного избирательного права и представленности оппозиции.

I. Клятый Совок

Ряд либеральных деятелей называет условием построения демократического государства в России и постсоветских странах искоренение коммунистической идеологии и всего связанного с ней, валя грехи современных авторитарных правительств на советский период.

В действительности же переход к политической конкуренции был осуществлен мирным путем до роспуска КПСС и СССР - уже в 1989 г. на конкурентной основе был избран Съезд народных депутатов СССР (а еще ранее - местные советы), в котором из 2250 депутатов более 300 составила оппозиционная (хотя из КПСС ее члены вышли в основном в 1990 г.) Межрегиональная депутатская группа. Далее, в 1990 г., последовали выборы в Верховные советы (в РСФСР - Съезд народных депутатов) союзных республик, давшие весьма пестрый состав органов власти. Съезд народных депутатов РСФСР состоял из 1068 депутатов, образовавших более 10 фракций, и крупнейшая из них "Коммунисты России" насчитывала около 200 (численность колебалась от съезда к съезду) членов. Оппозиционное союзному руководству большинство было избрано в 1990 г. не только среди народных депутатов РСФСР, но и в советах Москвы и Ленинграда.

Несмотря на наличие у принятой в СССР мажоритарной системы недостатков в сравнении с пропорциональной в плане представленности меньшинства, большая численность советов всех уровней давала возможность вести избирательную кампанию отдельным политикам и их сторонникам без затрат больших средств, а в регистрации кандидатов после 1989 г. не было никаких бюрократических препон. В высших и местных представительных органах 1989-93 гг. были действительно представлены практически все имевшиеся у населения точки зрения.

Система же органов власти в СССР не предусматривала никаких элементов назначения глав местных органов власти сверху - там, где большинство на местных выборах получили оппозиционные силы, оппозиция и возглавила местные органы власти.

II. Триумфальное возвращение рынка и эра Стабильности


Уже в 1991 г. Ельцин добился для себя права назначить глав администраций областей (предшественники их, главы исполкомов, избирались всегда местными советами). За этим последовало создание сверхпрезидентской республики в результате переворота 1993 г., замена местных и региональных Советов куда более узкими по составу органами, что сделало ведение избирательной кампании даже на областном уровне удовольствием для состоятельных людей.



Хотя после превращения РФ из асимметричной федерации (в которой субъектами были только национальные республики) в симметричную назначение глав регионов прекратилось, в 2004 г. прямые выборы губернаторов были заменены назначением их сверху (от выборов осталось лишь утверждение внесенной президентом кандидатуры законодательным собранием), затем же в 2012 г. возвращены не во всех регионах - и отсутствие прямых выборов глав республик Северного Кавказа по сути реализует откровенно-шовинистическое предложение Жириновского "русских выбирать, а нерусских назначать". Муниципальный фильтр же ограничивает возможность выдвижения кандидатов на выборах глав регионов даже там, где эти выборы есть.

Дающий же в идеале большие возможности для представленности большинства пропорциональный принцип был ослаблен с самого начала неоправданно высоким избирательным барьером в 5 %, а затем высокими требованиями к регистрации партий.

Хотя зарегистрированных партий в России более 60, для участия в федеральных выборах партии необходимо быть представленной в региональных парламентах или собрать 200 тысяч подписей.

Таким образом, в стране была создана система, ставящая реализацию пассивного избирательного права в сильную зависимость от исполнительных органов власти и через систему фильтров затрудняющую появление новых политических сил.

Товарищи. кажется, нас наебали.
Tags: выборы, нас наебали
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments