Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Categories:

Предвыборное (2018)-5: Собчак, ч. 1

Сегодня в нашей рубрике разбор предвыборной программы Ксении Собчак.

Говоря о ее личности, я могу из плюсов назвать лишь то, что она смогла из чисто «светской» деятельницы стать политической фигурой. Всё остальное в минус: она и в мейнстриме праволиберальных взглядов (без чего-то похожего хотя бы на социал-либерализм) и с действующей властью связи прослеживаются.


Ксения Собчак

Начнем же:

Важнейшей проблемой нашей страны сегодня стала несменяемость власти, порождаемая ею коррупция и, как следствие, несправедливое распределение общественного блага, замедление технического и социального прогресса, международная изоляция, экономический кризис.
Подобная несменяемость привела к фактической отмене разделения властей, к созданию неэффективной версии корпоративного государства. Именно поэтому целью демократического политика должна быть не сама власть, ее полномочия и возможности, а сокращение властных полномочий президента и всей исполнительной власти, ограничение всех инструментов диктата и произвола.
Такая постановка вопроса невозможна без постоянного взаимодействия и сотрудничества всех демократических сил при всей разнице их идеологических установок и несмотря на персональные амбиции их лидеров. Зарегистрированные и незарегистрированные партии, общественные организации, в том числе неполитические, лидеры местного самоуправления — все они должны стать частью широкого общественного диалога, цель которого сформулировать видение обновленного государственного устройства России, предложить реальную альтернативу консервативно-изоляционистской стратегии сегодняшних властей.
Эта платформа — только одна из возможных позиций в этом диалоге и призыв его возобновить с учетом всех предыдущих ошибок и разногласий, в частности опыта объединенной оппозиции 2011–2012 годов.
Публикуемые сегодня положения программы разработаны независимыми экспертами и партией «Гражданская инициатива», прошли первое обсуждение на дискуссионных круглых столах в рамках кампании. Эта работа продолжается, и, приглашая принять в ней участие всех российских граждан, наша команда будет уточнять и дополнять этот документ до самого окончания избирательной кампании.


Оппозиция 2011-12 гг. включала в себя отнюдь не только либералов, тогда как программа Ксении Анатольевны, как мы увидим ниже, по ряду позиций программе левых, также входивших в ту оппозицию, противоположна. Впрочем, в таком понимании «объединенной оппозиции» она не одинока.

1. Россия должна стать европейским светским демократическим федеративным государством с рыночной экономикой, защищающим права и свободы граждан. Россия является неотъемлемой частью Европы географически, исторически и культурно. Мы должны жить согласно общеевропейским законам и ценностям — именно такой путь обеспечит нам и независимость, и процветание.


Светским демократическим федеративным – правильно, с «рыночной экономикой» мы традиционно не согласимся, упоминание же Европы служит частью традиционного перехода к имеющего мало смысла понятие «общеевропейские законы» - если речь идет о законах ЕС, то они продиктованы в интересах весьма узкого круга крупнейшего капитала (см. положение PIIGS и почти полный крах промышленности стран Восточной Европы). Должны ли мы это сделать ради географического положения в Европе, которого нас все равно лишить нельзя?

2. В России должны быть созданы и защищены демократические институты, обеспечено разделение властей, гарантированы гражданские свободы, сменяемость власти и неприкосновенность частной собственности.


Неприкосновенность частной собственности нам, в отличие от кандидата Собчак, не нужна.

3. Мирные и добрососедские отношения с другими странами — главный приоритет внешней политики России, благосостояние граждан — основная цель ее экономической политики


Только возникают вопросы – возможны ли мирные и добрососедские отношения со странами, проводящими экспансионистскую политику? И обеспечивает ли благосостояние большинства граждан частная собственность и подчинение законам ЕС?

4. Без активного и настойчивого внедрения подлинных демократических принципов и механизмов нельзя решить ни одной из долгосрочных задач развития России — ни в сфере экономики, ни в социальной жизни, ни во внешней политике. Поэтому возрождение демократии — центральный элемент нашей избирательной программы.
5. Все законы и подзаконные акты, административные решения и правоприменительная практика, запрещающие или усложняющие гражданам проявление политической воли и инициативы, должны быть пересмотрены.
6. Все законы или подзаконные акты, так или иначе ограничивающие права людей в зависимости от их политических или религиозных взглядов, пола, национальности, сексуальной ориентации, профессиональной деятельности или места проживания, должны быть отменены.
7. Все ограничения, накладываемые на граждан России в связи с местом рождения, наличием иных гражданств, судимости в прошлом и т. д., за исключением случаев национальной безопасности, должны быть отменены.
8. Любая демократическая реформа должна начинаться с освобождения и реабилитации всех политических заключенных и упразднения «антиэкстремистских» статей № 280 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.


С этим можно и нужно согласиться – только, как мы увидим ниже, недопущение преследований за политические взгляды и высказывания проведено в программе крайне непоследовательно (и угадайте заранее – на кого свобода слова распространяться по мнению кандидата не должна?).

Политическая реформа
1. Политическая демократия в России невозможна без последовательной реализации принципа разделения властей на всех уровнях. Должны быть законодательно и на практике ограничены полномочия каждой из трех ветвей власти, попытки узурпации полномочий или вмешательства исполнительной власти в деятельность законодательной и судебной должны преследоваться по закону.
2. Перед Россией стоит задача перехода от суперпрезидентской республики, где полномочия всех ветвей власти фактически и неизбежно концентрируются в руках одного человека, к полноформатной парламентской демократии. В настоящее время этот переход потребует внесения изменений в главы Конституции — с третьей по восьмую. В дальнейшем необходима реформа Конституции России.
3. Парламент, а не президент Российской Федерации должен формировать высший орган государственной власти — федеральное правительство, в том числе назначать руководителей российской дипломатии и силовых структур, а также контрольных органов и Центрального банка.
4. Должны быть законодательно и на практике ограничены права всех силовых структур. Их руководство и финансирование должно быть максимально прозрачным и подотчетным парламенту и Счетной палате.
5. Необходимо ограничить пребывание любого избираемого должностного лица всех уровней исполнительной власти на одной должности двумя установленными законом сроками в течение жизни.
6. Законодательно установить процедуры отзыва и импичмента избираемых должностных лиц и депутатов парламентов всех уровней.
7. Использование административного ресурса для воздействия на выборы, референдумы и иные формы волеизъявления граждан, а также фальсификацию итогов такого волеизъявления следует признать тяжким уголовным преступлением с пожизненным запретом занимать государственные должности.
8. В целях демократизации избирательного процесса целесообразно разрешить выдвижение кандидатов на выборах всех уровней не только от партий, но и от избирательных блоков (в том числе образованных общественными организациями), а также самовыдвижение.
9. Необходимо законодательно и на практике обеспечить равные условия допуска к выборам всех уровней любых зарегистрированных партий, регистрация которых должна быть принципиально упрощена.
10. Необходимо снизить избирательный порог доступа в Госдуму и региональные законодательные собрания по партийным спискам и блокам до 3%.
11. Предлагается сделать выборы по одномандатным округам единственной формой выборов на муниципальном уровне, перейти к формированию Государственной думы по смешанно-связанной системе, а Совета Федерации — на основе прямых всеобщих выборов.
12. Госдума может быть распущена президентом с назначением новых выборов, если в течение 60 дней с момента первого заседания она не смогла сформировать правительство.
13. Выборы глав субъектов Федерации должны стать прямыми, со сбором подписей для самовыдвиженцев и без такового для кандидатов от партий, представленных в законодательных собраниях соответствующего региона. Так называемые муниципальные фильтры должны быть отменены.
14. Необходимо вернуть право граждан на голосование «против всех» на выборах всех уровней.
15. Для общественных организаций следует максимально упростить заявительный принцип регистрации и существенно снизить государственный контроль их деятельности.
16. Должны быть законодательно и на практике защищены права общественного и политического представительства меньшинств, толерантность к различиям должна стать нормой политической и деловой этики, одной из основ социального взаимодействия.


Пока всё относительно неплохо (кроме ограничения по срокам, которое свои преимущества имеет, но применяется всё же чаще всего как раз потому, что «всё должно измениться, чтобы ничего не менялось»). Но и ограничение по срокам можно пережить – это мы должны стараться, чтобы у нас был не один условный «Чавес», а много людей, способных занимать высшие государственные посты.

Но после этих пунктов следует (ты-дымс!):

17. Россия как демократическая страна должна решительно отказаться от тоталитарных символов и образцов. Необходимо захоронить Ленина, законодательно запретить оправдание Сталина и репрессий 20–50-х годов XX века.


Политические статьи УК надо отменить, а оправдание Сталина запретить. Плюрализм в одной голове, да. Ну и напоминаем, что мавзолей Ленина является захоронением (склепом), а с переносом могил ради политических взглядов правящего президента можно далеко зайти. Понравилось бы Ксении Анатольевне, если бы кто-то (ссылаясь на далеко не благополучные годы, которые пережил Петербург при власти ее отца, или даже на собственную неприязнь к его ученику Путину) решил бы куда-то переместить останки Анатолия Собчака?


Мавзолей Ленина

18. Государство должно отказаться от своей нынешней монополии на инструменты пропаганды. Государственное владение средствами массовой информации должно быть законодательно ограничено как по отраслевому, так и по региональному признаку.
19. Необходимо отменить законы, ограничивающие деятельность граждан и юридических лиц в современных коммуникационных средах, отказаться от присвоения статуса иностранного агента средствам массовой информации и некоммерческим организациям.
20. Частное владение средствами массовой информации должно подлежать строгим антимонопольным ограничениям, в особенности в электронных СМИ лимитированного частотного спектра. Все иные ограничения на владение средств массовой информации должны быть сняты.


Отмена ограничений для СМИ – хорошо, а вот «антимонопольные ограничения» ничего хорошего не принесут, пока создание собственного телевидения или радио останется неподъемным для общественных организаций. Наше требование в ответ – должны быть созданы условия, чтобы СМИ представляли массовые общественные организации, а не крупный капитал.

1. Для создания подлинных федеративных отношений между субъектами в среднесрочной перспективе необходимо разработать, заключить и ратифицировать законодательными собраниями регионов новый федеративный договор, четко определяющий дух федеративных отношений в России и твердый порядок взаимодействия субъектов Федерации между собой и с федеральным центром.
2. До этого необходимо незамедлительно вернуть конкурентные выборы на все уровни региональной и федеральной власти. Президент не должен иметь право назначать или рекомендовать кандидатов в губернаторы и отправлять глав субъектов в отставку.
3. Приостановление полномочий губернатора, нарушившего закон, может быть функцией парламента или законодательного собрания региона, а также Конституционного суда.
4. Регионы должны восстановить право на собственные законодательные практики, не вступающие в прямое противоречие с обновленной федеральной Конституцией. Должны получить поддержку региональные институты развития.
5. Неконституционные региональные образования, в частности федеральные округа, и связанные с ними государственные должности и структуры должны быть упразднены. В перспективе может быть решен вопрос укрупнения субъектов Федерации путем их объединения на добровольной основе, в том числе с целью выравнивания уровня экономического и социального развития регионов.
6. Парламенты регионов (субъектов Федерации) должны избираться прямым голосованием граждан по пропорциональной или смешанно-связанной системе в соответствии с законодательными актами конкретного региона.
7. Для восстановления реального, а не фиктивного федерализма необходимо изменить распределение доходов между федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления в пользу бюджетов регионов, скорректировать соотношение федеральных и региональных налогов. Для этого, в частности, предлагается отнести НДФЛ в федеральный бюджет, а НДС и налог на прибыль — в бюджеты региональные.


С большинством написанного можно согласиться, однако механизма выравнивания уровня развития регионе в программе нет – тогда как слаборазвитые регионы должны иметь право на поддержку из федерального бюджета.

1. Судебная система России не будет справедливой без обеспечения ее полной независимости от других ветвей власти. Руководители (председатели) судов всех уровней, включая Конституционный и Верховный, должны избираться тайным голосованием судей — членов этих судов.
2. Ротация председателей судов должна стать обязательной, а их полномочия должны быть ограничены законом. Рядовые судьи должны быть избавлены от влияния со стороны председателей судов. Должна быть серьезно реформирована система профессиональной подготовки судей, которая обеспечит приход в судебную власть юристов широкой квалификации, а не клерков из аппарата суда.
3. Мировые судьи должны избираться гражданами прямым и тайным голосованием.
4. Необходимо значительное расширение применения судов присяжных.
5. России необходима глубокая реформа силовых структур, делающая их реальным защитником граждан, а не орудием сохранения власти и передела собственности.
6. Важной целью реформы правоохранительных органов должно стать разделение силовых структур и бизнеса, остановка силового передела собственности, искоренение коррупции в этих структурах по успешному примеру части постсоветских стран и с использованием лучшего мирового опыта.
7. Необходимо привлечь к формированию муниципальной полиции и контролю за ее деятельностью органы территориального общественного самоуправления.


До этого пункта согласиться можно.

8. Россия должна располагать эффективными, профессиональными, мобильными вооруженными силами, комплектующимися исключительно на контрактной основе.
9. Необходима отмена экстерриториального принципа службы, недопустимого для контрактной армии.
10. Сокращение вооруженных сил должно сопровождаться увеличением оплаты труда и улучшением социально-бытовых условий службы для оставшихся военных.


Наша программа, в противовес – всеобщее военное обучение и переподготовка в течение жизни населения страны (хотя и не обязательно в форме длительной призывной службы) наряду со службой профессионалов по технически сложным специальностям.

11. России необходима современная европейская пенитенциарная система. Ее созданию должна предшествовать широкая амнистия заключенным по ненасильственным уголовным преступлениям, отдельно — женщинам и пожилым людям.
12. Необходимо последовательно либерализовывать и само уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Нужно расширить практику запрета на помещение под стражу до решения суда по делу — особенно по преступлениям, не связанным с насилием и терроризмом, а также чаще применять меры домашнего ареста и общественных работ, условно-досрочного освобождения, штрафов и пр.
13. Важнейшим инструментом улучшения качества госуправления, безусловно, является повышение ответственности чиновников за преступления и злоупотребления, совершенные на государственной службе. Главной мотивацией чиновника должно стать желание служить отечеству, жажда самореализации, приобретение опыта. Любое мздоимство и иные корыстные действия должны пресекаться и наказываться. Ответственность должна носить как уголовный, так и административный характер, но при этом важнейшими инструментами должны стать гласность и общественная нетерпимость, потеря репутации, карьерное поражение коррупционеров и недобросовестных госслужащих.


Стоит согласиться.

14. При этом на сегодняшний день вопрос о сменяемости власти, вопрос о возможности мирного перехода к демократизации государственного устройства не менее важен, чем вопрос ответственности. Должны быть разработаны единые гарантии безопасности и защиты от государственного уголовного преследования лиц, занимавших высшие государственные посты в стране, и членов их семей.
15. Ответственность бюрократии, правящего политического класса и конкретных чиновников за свои неправомерные действия и бездействия не должна превратиться в орудие политической мести и стать причиной нового противостояния. Никакая групповая люстрация по формальным признакам принадлежности к определенной политической силе, партии, работе в определенном учреждении или определенным должностям не может быть причиной для поражения в правах — только персональная ответственность за конкретные правонарушения и преступления, установленная справедливым и независимым судом.


С тем, что групповые люстрации – инструмент не демократический, а антидемократический – согласен, но гарантии безопасности отдельным должностным лицам, а тем более их семьям – недопустимо.

16. Исходя из того, что Россия — европейское государство, признающее приоритет международного права, следует помнить, что государство не может и не должно препятствовать международным судебным процессам и трибуналам над своими гражданами в случае обвинения их в военных преступлениях, ущемлении прав человека и других случаях.


При данной обстановке в мире – международные процессы это инструмент политического давления со стороны США и Западной Европы. И отдают своих граждан на суд как раз зависимые от них страны, тогда как представить на скамье подсудимых организаторов вторжения в Ирак или французских соучастников руандийского геноцида невозможно.

17. России необходимо полностью ратифицировать Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, включая необходимость доказательства чиновниками законности происхождения своих денежных средств и имущества.


Неплохо, но крайне мало – чиновники должны быть вообще ограничены владении как движимым, так и недвижимым имуществом выше сумм, которые позволяет приобрести их доход.

Продолжение и выводы - в следующем посте
Tags: Ксения Собчак, либералы, предвыборное-2018
Subscribe

  • Хорошие в ИРИ сотрудники...

    Да, я тоже страшно радуюсь (что Большую Коммунистическую переименовали в честь Солжа - О.С.), я там часто бываю. Хоть в чём-то совков уели :).…

  • Нажористые ПГМнутые фашисты

    Нашел сайт чудесной конторы с невинным названием "Международный общественный фонд славянской письменности и культуры". Вопреки названию на…

  • Детапуп Аникеев, или всех не засуспендите!

    Заранее извиняюсь перед теми френдами, кто видит "эту отвратительную рожу" (c) во френдленте хренадцатый раз, но не перепостить не могу. а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments