Сами знаете (comprosvet) wrote,
Сами знаете
comprosvet

Category:

Нас наебали-19: доля машиностроения в экспорте

Напоминаю, что серия постов "Нас наебали" посвящена сравнению советского прошлого (к которому многие как из числа сторонников действующей власти, так и из числа оппозиции относятся скептически) с последующим периодом по различным экономическим и социальным показателям.

1990-е называют годами реформ, 2000-е - тучными, о нынешнем периоде многие тоже говорят комплиментарно (а из тех, кто ругает - многие ностальгируют по к 1990-м). Будем же смотреть, что показывает сравнение различных сфер жизни общества (в некоторых постах также затрагивается тема сравнения СССР с дореволюционной Россией).

В этом выпуске - о доле машин, оборудования и транспортных средств (т.е. продукции, производство и экспорт которой свидетельствуют о развитом характере экономики) в экспорте. Увы, соизмеримые данные получить трудно - мало того, что экспорт СССР складывался из экспорта разных республик, не разделявшегося в статистических сборниках, так еще и торговля между республиками после 1991 г. из внутренней стала внешней.

Однако сравнения должны были бы давать РФ преимущество - из республик СССР более развитыми, чем РСФСР, были разве что небольшие прибалтийские республики, сопоставимо развитыми - УССР и БССР, в других же республиках баланс должен смещаться в сторону сырья (Азербайджан, Туркмения, Казахстан) или сельскохозяйственной продукции (Средняя Азия). Тем более относительно большую долю машиностроение должно давать в экспорте России в постсоветские республики, большинство из которых развито слабее.

Сделав эти оговорки - приступим к сравнению.

I. Клятый Совок

Доля продукции машиностроения в экспорте росла до начала 1970-х годов (всего 2 % в 1940 г., 12,3 % в 1950 г., 20 % в 1965 г., 21,5 % в 1970 г.), затем стала с некоторыми колебаниями снижаться (18,7 % в 1975 г., 19,6 % в 1978 г., 15,8 % в 1980 г., затем 13,9 % в 1985 г. и 18,3 % в 1990 г.).

При этом поставлялось оборудование не только в соцлагерь, связанный дружественными отношениями - доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте в капстраны была несколько меньшей, но также колебалась в районе 9-11 %.

II. Триумфальное возвращение рынка и эра Стабильности

Итак, как же изменилось положение РФ по сравнению с СССР?

В 1995 г. доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте РФ составила 10,2 %, максимального значения в постсоветские годы достигла в 1998 г. (11,4 %), затем же продолжила снижение - если в 2000-2004 г. она колебалась в районе 8-10 %. то в 2005 г. - уже 5,6 %, 2008 г. - 4,9 % и после нескольких лет, когда ее значение колебалось от 5 до 6 %, лишь в 2015 выросла с 5,3 % по 7,4 % г. (при этом в абсолютных цифрах упав - просто экспорт минеральных продуктов, в 2014 г. составлявших в экспорте РФ 70 %, упал сильнее).

В абсолютных цифрах экспорт машин, оборудования и транспортных средствиз РФ с 1995 по 2015 г. вырос в 3,19 раза (номинально в долларах), инфляция доллара за эти 20 лет составила 57,3 % - т.обр. по сравнению с отнюдь не благополучным 1995 годом экспорт этих товаров вырос в 2,03 раза.

Товарищи, кажется, нас наебали.
Tags: СССР, контрреволюция в СССР, нас наебали
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments