?

Log in

No account? Create an account
 
 
22 Январь 2018 @ 21:55
Нас наебали-19: доля машиностроения в экспорте  
Напоминаю, что серия постов "Нас наебали" посвящена сравнению советского прошлого (к которому многие как из числа сторонников действующей власти, так и из числа оппозиции относятся скептически) с последующим периодом по различным экономическим и социальным показателям.

1990-е называют годами реформ, 2000-е - тучными, о нынешнем периоде многие тоже говорят комплиментарно (а из тех, кто ругает - многие ностальгируют по к 1990-м). Будем же смотреть, что показывает сравнение различных сфер жизни общества (в некоторых постах также затрагивается тема сравнения СССР с дореволюционной Россией).

В этом выпуске - о доле машин, оборудования и транспортных средств (т.е. продукции, производство и экспорт которой свидетельствуют о развитом характере экономики) в экспорте. Увы, соизмеримые данные получить трудно - мало того, что экспорт СССР складывался из экспорта разных республик, не разделявшегося в статистических сборниках, так еще и торговля между республиками после 1991 г. из внутренней стала внешней.

Однако сравнения должны были бы давать РФ преимущество - из республик СССР более развитыми, чем РСФСР, были разве что небольшие прибалтийские республики, сопоставимо развитыми - УССР и БССР, в других же республиках баланс должен смещаться в сторону сырья (Азербайджан, Туркмения, Казахстан) или сельскохозяйственной продукции (Средняя Азия). Тем более относительно большую долю машиностроение должно давать в экспорте России в постсоветские республики, большинство из которых развито слабее.

Сделав эти оговорки - приступим к сравнению.

I. Клятый Совок

Доля продукции машиностроения в экспорте росла до начала 1970-х годов (всего 2 % в 1940 г., 12,3 % в 1950 г., 20 % в 1965 г., 21,5 % в 1970 г.), затем стала с некоторыми колебаниями снижаться (18,7 % в 1975 г., 19,6 % в 1978 г., 15,8 % в 1980 г., затем 13,9 % в 1985 г. и 18,3 % в 1990 г.).

При этом поставлялось оборудование не только в соцлагерь, связанный дружественными отношениями - доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте в капстраны была несколько меньшей, но также колебалась в районе 9-11 %.

II. Триумфальное возвращение рынка и эра Стабильности

Итак, как же изменилось положение РФ по сравнению с СССР?

В 1995 г. доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте РФ составила 10,2 %, максимального значения в постсоветские годы достигла в 1998 г. (11,4 %), затем же продолжила снижение - если в 2000-2004 г. она колебалась в районе 8-10 %. то в 2005 г. - уже 5,6 %, 2008 г. - 4,9 % и после нескольких лет, когда ее значение колебалось от 5 до 6 %, лишь в 2015 выросла с 5,3 % по 7,4 % г. (при этом в абсолютных цифрах упав - просто экспорт минеральных продуктов, в 2014 г. составлявших в экспорте РФ 70 %, упал сильнее).

В абсолютных цифрах экспорт машин, оборудования и транспортных средствиз РФ с 1995 по 2015 г. вырос в 3,19 раза (номинально в долларах), инфляция доллара за эти 20 лет составила 57,3 % - т.обр. по сравнению с отнюдь не благополучным 1995 годом экспорт этих товаров вырос в 2,03 раза.

Товарищи, кажется, нас наебали.