Азия на пути ко Второй мировой войне, ч.1: предыстория до конца Первой мировой войны
Еще до окончания Первой мировой войны в апреле 1918 г., воспользовавшись как предлогом убийством двух японских граждан во Владивостоке, Япония высадила войска во Владивостоке. После интервенции других союзников, войска Японии остались крупнейшей частью армии интервентов и сохранили самостоятельное командование. Ставленником японцев стал атаман Семенов, отряды которого даже колчаковец Иванов-Ринов характеризовал как "банды" - тем не менее незадолго до свержения и расстрела Колчак официально передал Семенову военную и гражданскую власть в "Российской восточной окраине".
Японские солдаты во Владивостоке, август 1918 г.
В феврале 1920 г. партизанский отряд Якова Тряпицына взял Николаевск-на-Амуре, договорившись с японскими силами о перемирии - в марте 1920 г. японцы предприняли напдаение на отряд, и Тряпицын, подавив их сопротивление, убил не только военнопленных, но и японское гражданское население города (впоследствии за это Тряпицын был расстрелян самими красными) - под этим предлогом Япония оккупировала Северный Сахалин, освобожденный лишь после заключения советско-японского договора 1925 г.
В то время, как Семенову удалось задержаться лишь в Восточном Забайкалье, в Западном Забайкалье (современная Бурятия) для предотвращения открытого столкновения РСФСР с Японией в апреле 1920 г. была провозглашена Дальневосточная республика с буржуазно-демократической конституцией, хотя большинство в органах ее власти составили большевики и сочувствующие.
В июле 1920 г. ДВР заключила соглашение с представителями японских войск об их эвакуации из Забайкалья, и в октябре 1920 г. ее войска вошли в Читу, куда была перенесена столица республики из Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ).
В Приморье красные свергли белогвардейское правительство генерала Розанова еще в январе 1920 г., в октябре 1920 г. правительство Приморской областной земской управы признало власть ДВР, но в мае 1921 г. было свергнуто в результате белогвардейского переворота (всё это время японские войска оставались на территории Приморья).
На Японию оказывалось давление даже не заинтересованными в ее экспансии союзниками по Антанте, и после вывода японских войск в октябре 1922 г. приморские белогвардейцы были разбиты, а в ноябре 1922 г. - ДВР присоединена к РСФСР. Дипломатическое признание РСФСР Японией и заключение дипотношений последовали лишь в 1925 г., и после вывода японских войск с Северного Сахалина Япония сохранила там концессии до 1944 г.
Тем временем, Япония нажила себе врагов не только в России - в Корее она столкнулась с антиколониальным Движением 1 марта в 1919 г. (при его подавлении только в самом Сеуле было убито несколько сот человек и арестованы десятки тысяч).
Антиколониальные политики в Корее и особенно корейское эмиграции составляли широкий спектр от правых националистов (включая будущего президента Южной Кореи Ли Сын Мана) до коммунистов (впрочем, раскол на несколько враждующий фракций помешал им сформировать единую партию).
В фактически расколотом на зоны влияния различных милитаристских клик Китае Япония поддерживала Аньхойскую клику, разгромленную другими милитаристами в 1920 г. Антияпонские выступления произошли и там - в ответ на решение Антанты сохранить за Японией контроль над захваченными ей германскими владениями в Китае в том же 1919 г. началось массовое движение 4 мая (в итоге в 1922 г. Шаньдунский полуостров всё же был возвращен Китаю). В 1921 г. в Китае была создана коммунистическая партия (тогда являвшаяся союзником Гоминьдана, при жизни Сунь Ятсена занимавшего прогрессивную позицию).
Итоги Первой мировой войны в Азии были подведены странами Антанты в рамках Вашингтонской конференции 1921-1922 г., во время которой японский экспансионизм привел к изоляции Японии.
Подписанный на конференции Договор четырех держав разрывал англо-японский союз, вместо этого создавая четырехстороннее соглашение Японии, США, Британии и Франции; Договор пяти держав давал Японии право создать флот в размере 60 % от английского и американского и, наконец, Договор девяти держав устанавливал политику "открытых дверей" по отношению к Китаю - японским претензиям дали отпор другие империалисты, и от формальных претензий на расширение влияния на Китай они были вынуждены отказаться.