Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Categories:

Нас наебали-16: трамваи (производство)

Напоминаю, что серия постов "Нас наебали" посвящена сравнению советского прошлого (к которому многие как из числа сторонников действующей власти, так и из числа оппозиции относятся скептически) с последующим периодом по различным экономическим и социальным показателям.

1990-е называют годами реформ, 2000-е - тучными, о нынешнем периоде многие тоже говорят комплиментарно (а из тех, кто ругает - многие ностальгируют по к 1990-м). Будем же смотреть, что показывает сравнение различных сфер жизни общества (в некоторых постах также затрагивается тема сравнения СССР с дореволюционной Россией).

В выпуске №10 мы уже говорили о трамвайных системах городов России - сейчас же мы затронем само производство трамваев.

I. Клятый Совок

Наряду с импортом трамваев из Чехословакии (знаменитые "Татры", импорт которых резко сократился в результате разрыва экономических связей стран бывшего соцлагеря, когда СССР еще существовал - уже в 1991 г. в Москву на замену им стали поступать новые вагоны из Усть-Катава), в СССР последних двух десятилетий производство трамваев велось в Усть-Катаве на УКВЗ, в Ленинграде на ЗРГЭТ (для собственных нужд огромной ленинградской трамвайной сети, и не хватало даже для нее - с 1981 г. в Ленинград поставлялись и усть-катавские трамваи), а также, до конца 1980-х, в Риге на РВЗ (этот специализировавшийся на железнодорожных электро- и дизель-поездах завод выпускал устаревшую к 1980-м модель РВЗ-6М2, а экспериментальная замена в серию так и не пошла).

В РСФСР же двумя производящими трамваи предприятиями было выпущено:
- в Усть-Катаве с 1971 по 1989 г. 12 943 (!) трамвая 71-605, с 1989 по 1992 г. - 1426 трамваев 71-605А и 71-605У;
- в Ленинграде с 1974 по 1988 г. - 2122 трамвая ЛМ-68М, а с 1986 г. там производился первый советский серийный сочлененный трамвай - ЛВС-86 (до 1997 г. построено 473 вагона).

Итого - примерно 15 тыс. проклятых рельсовых повозок, мешающих успешным автомобилистам, за приблизительно два десятилетия, более 700 в год.

II. Триумфальное возвращение рынка и эра Стабильности.

Итак, "Татра" практически прекратила поставки трамваев на постсоветский рынок (в середине 1990-х последним из городов б. СССР ее вагоны закупил Ташкент, а в конце 1990-х выпуск трамваев там закончился), РВЗ трамваями перестал заниматься еще при Союзе. Беларусь, правда, начала выпускать свои трамваи - но ее внутренний рынок невелик. Наследников "Татр" пытались делать и на Украине, но ни одна "Татра-Юг" до России не добралась, и российский рынок перед российскими производителями трамваев оказался полностью открыт (новые зарубежные вагоны в Россию поступали все эти годы лишь штучно).

И что же мы видим?

За вычетом экспериментальных моделей, выпущенный в количестве не более 10, следующую картину:
- Усть-Катав - 892 71-608К с 1989 по 1994 г., 599 71-608КМ с 1994 по 2007 г., 831 71-619 с 1999 по 2012 г., около 300 71-623 с 2009 г. и 57 сочлененных 71-631 с 2011 г. - итого за четверть века около 2500 (по 100 в год);
- отколовшееся от Усть-Катавского и перенесенное в Тверь производство - 40 трамваев 71-911 и 71-911Е с 2015 г. и 126 сочлененных 71-631 и 71-631М с 2015 г.
- ЗРГЭТ, переименованный в ПТМЗ и несколько расширивший географию за пределы Питера и Архангельска - из несочлененных 80 ЛМ-93 (1993-99 г.), 325 ЛМ-99 (1999-2008 г.), 64 ЛМ-2008 (2008-2012 г.), из сочлененных после снятия с производства ЛВС-86 - 50 ЛВС-97 в 1997-2004 г., 26 ЛВС-2005 в 2005-2009 г. и 11 ЛВС-2009 в 2008-2012 г. В 2013 г. ПТМЗ обанкротился и был ликвидирован.
- в Екатеринбурге ("Уралтрансмаш" по заказу местного управления электротранспорта, давно ориентированного на "Татры"), где решили не мудрствовать лукаво и сделать первую модель на основе последних "Татр" - 55 трамваев 71-402 в 1999-2005 г., 37 71-403 в 2003-2012 г., 106 71-405 различных модификаций в 2006-2014 г., 70 71-407 г. с 2009 г. и 70 сочлененных 71-414 (локализация польского производства) с 2014 г.

Итого по России после 1992 г. (без учета ЛВС-86, выпускавшихся до 1997 г.) - около трех с половиной тысяч трамваев за четверть века, из них сочлененных за 20 лет 340 - меньше, чем ЛВС-86, производившихся в течение 10 лет на советской инерции.

Зато теперь во многих провинциальных городах России можно увидеть, как печально выглядят трамваи, выпущенные в СССР и ЧССР - шах и мат, совки!

Товарищи, кажется, нас наебали.
Tags: нас наебали, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments