По данным ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию), в 1980 г. под флагом СССР (в котором еще не знали, что торговые суда можно и нужно переводить под флаги оффшоров, чтобы эффективные собственники платили меньше налогов) плавал торговый флот дедвейтом (масса переменных грузов судна) 25 293 тысячи тонн, в 1991 г. - 29 360 тыс. тонн.
Данные по стране собственника на этом сайте, увы, доступны лишь за последние годы (с 2014 г.), но надо думать, для СССР эти категории совпадали.
Весь мировой торговый флот в 1980 г. имел дедвейт 672 142 тыс. тонн, в 1991 г. - 651 282 тыс. тонн - доля СССР составляла 3,76 % и 4,51 % в 1980 и 1991 г. соответственно.
В результате раздела торгового флота СССР новым независимым государствам досталось тысяч тонн дедвейта (на 1993 г., данные за 1992 г. для стран б. СССР отсутствуют): Россия - 17 236, Украина - 6 177, Латвия - 1355, Эстония - 701, Литва - 634, Грузия - 635 (1995 г., за более ранние данные отсутствуют), Азербайджан - 490, Туркмения - 16 (1995 г.), Казахстан - 4 (1995 г.).
II. Эффективный рынок и святая стабильность.
В результате сокращения ненужной промышленности с ее перевозками, а также оптимизации налогообложения (все мы знаем о тяжелом положении предпринимателей), под российским флагом в 2000 г. плавали суда дедвейтом уже 9 950 тысяч тонн, в 2005 г. - 8 420, в 2010 г. - 7 283, в 2013 - меньше, чем когда либо раньше или позже - 6 657, а сейчас 8 277.
Еще более очевидны результаты реформ на Украине (1 080 к 2003 г., 384 в 2017 г.) и странах Прибалтики (Латвия - 80 в 2017 г., Литва - 165, Эстония - 85).
При этом в мире о неободимости сокращения флота в связи с переходом к постиндустриальной экономики, увы, не знают, и дедвейт торгового флота всего мира в 2017 г. достиг ужасной цифры в 1 861 852 тысяч тонн (рост в 2,86 раза с 1991 г.).
Перейдем теперь к странам по стране владельца (country of beneficial ownership) - как я говорил выше, мы имеем только современные данные, с 2014 года.
Итак, российским владельцам сейчас принадлежат суда дедвейтом 22 050 тысяч тонн, украинским - 3 301, латвийским - 1 062, азербайджанским - 732, казахским - 377, эстонским - 317, литовским - 193, туркменским - 78, грузинским - 8. Всего на страны б. СССР, имеющие выход к Мировому Океану и/или Каспийскому морю, получается 28 118 тысяч тонн - на 4,2 % меньше, чем у СССР в 1990 г. (напомню, при почти трехкратном мировом росте).
Доля России в мировом торговом флоте составляет по владению - 1,18 %, все стран б. СССР - 1,51 %.
По флагу же даже наиболее "благополучные" (у всех остальных было еще драматичнее) российские данные составляют 0,44 % против 2,52 % в 1993 г.; флот под флагом прочих стран б. СССР и вовсе стал незаметным в мировом масштабе.
Товарищи, кажется, нас наебали.