7 (20) июля меньшевистские и эсеровские министры, наконец понявшие, что усиление правых представляет угрозу и для них, потребовали на заседании правительства выполнения программы I съезда Советов.
Несмотря на умеренность этих требований, премьер и министр внутренних дел Львов отказался участвовать в провозглашении России республикой и роспуске Госдумы и Госсовета и подал в отставку, расчистив путь к власти Керенскому.
На заседании оставшиеся члены правительства, «забыв» об обещании не менять состав правительства до пленума ЦИК, заменили Львова на посту председателя военным и морским министром Керенским, а на посту министра внутренних дел — министром почт и телеграфов Церетели (обоих с сохранением прежних постов). Также министры подтвердили оставление в кабинете вышедшего из кадетской партии Некрасова в качестве министра без портфеля. Председателем Экономического совета в тот же день был утвержден известный «легальный марксист» беспартийный Прокопович.
Получив должность премьера, Керенский уехал на фронт, где русские войска отступали в районе Тарнополя.
В этот же день разразился еще один громкий политический скандал — стало известно, что 3-4 июля, вызвав для подавления выступления в Петрограде основные силы Балтийского флота из Гельсингфорса, Керенский через помощника морского министра Дудорова отдал приказ командующему Балтфлотом адмиралу Вердеревскому потопить корабли, оказавшиеся в руках ненадежных сил.
Симпатизировавший левым Вердеревский сообщил о приказе ЦК Балтфлота, а Керенский арестовал как самого Вердеревского, так и прибывшую для разбирательства делегацию матросов, освобожденную лишь после вмешательства ЦИК.
Ленин в этот дел перешел на квартиру С.Я.Аллилуева, а также провел совещание со Сталиным, Ногиным, Орджоникидзе и Стасовой по вопросу о явке на суд. В этот же день Временное правительство отдало официальный приказ об аресте Ленина.