Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Categories:

Нас наебали-6: темпы строительства метро

Поговорим об этом вопросе сухим языком цифр.

СССР/б.СССР всего РСФСР/РФ всего Москва Ленинград/С.-Петербург Провинция РСФСР/РФ Украина всего Киев Провинциальная Украина Прочие республики
1935-39 22 22 22 - - - - - -
1940-44 7 7 7 - - - - - -
1945-49 - - - - - - - - -
1950-54 12 12 15
- 4 временно закрытых
+ 1 временная
- - - - - -
1955-59 25 25 11
+ 4 ранее закрытых
10 - - - - -
1960-64 32 25 16
+ 1 временная
- 1 временная
9 - 7 7 - -
1965-69 39 20 14 5
+ 1 временная
- 4 4 - 15
1970-74 24 15 12
- 1 временная
4 - 3 3 - 6
1975-79 56 24 17 8
- 1 временная
- 17 4 13 15
1980-84 50
+ 3 СТ
14
+ 3 СТ
9
- 1 на длительный ремонт
6 -
+ 3 СТ
14 9 5 22
1985-89 70
+ 6 СТ
44 16 7 21 7
+ 6 СТ
4 3
+ 6 СТ
19
1990-94 43 28 11 3 14 6 6 - 9
1995-99 33
+ 2 СТ
15 11 4 - 13
+ 2 СТ
2 11
+ 2 СТ
5
2000-04 29
+ 1 СТ
14 9
+1 с длительного ремонта
- 4 6
+ 1 СТ
4 2
+ 1 СТ
9
2005-09 34 23 10 5 8 4 3 1 7
2010-2014 48
+ 3 СТ
29
+ 3 СТ
16 4 9
+3 СТ
7 6 1 12
2015-I пол. 2017 15
+ 31 МЦК
11
+ 31 МЦК
10
+ 31 МЦК
- 1 1 - 1 3
(СТ - построенные по стандартам метрополитена и способные принимать его поезда в случае гипотетической перестройки станции скоростного трамвая Волгограда и Кривого Рога, МЦК - созданное на основе старого неэлектрифицированного кольца железной дороги Московское центральное кольцо, частично интегрированное с Московским метро)

Российская империя не строила метро вовсе (притом, что в сравнимых по размеру с Петербургом и Москвой на начало XX века городах развитых стран оно уже было), СССР смог приступить к строительству метро только после форсированной индустриализации, и из трех городов, где его строительство началось до Великой Отечественной войны (Москвы, Ленинграда и Киева), в двух оно было прервано войной и возобновилось значительно после (открыт метрополитен в Ленинграде был в 1955 г., в Киеве - в 1960 г.).

После этого из политических соображений из советских городов-миллионников метро строилось прежде всего в столицах союзных республик - в ряд Тбилиси (1966 г.), Баку (1967 г.), Ташкента (1977 г., задержка по сравнению с менее крупными Баку и Тбилиси вызвана сложными сейсмическими условиями) и Минска (1984 г.) вклеился только самый крупный после Ленинграда нестоличный город СССР Харьков (1975 г.).

Лишь после этого метро пришло в провинциальные миллионники РСФСР - в 1984 г. были открыты 3 подземные станции скоростного трамвая в Волгограде (в отличие от остальной линии, соответствующие стандартам метро для возможной дальнейшей перестройки), в 1985 г. были открыты Горьковский и Новосибирский метрополитены, в 1987 г. - Куйбышевский, в 1991 г. - Свердловский.

На советских заделах открытие новых станций в этих городах активно продолжалось и в начале 1990-х - всего в 1985-94 гг. в этих четырех городах было открыто 35 станций (21 за первые 5 лет, 14 за вторые).

В 1986 г. был также построен (как и в Волгограде, частично по стандартам метро) скоростной трамвай в украинском Кривом Роге, не являвшемся миллионником и даже областным центром, но имевшим большой пассажиропоток в одном направлении.

Не было закончено при СССР начавшееся строительство метрополитенов Днепропетровска (первые и единственные 6 станций сданы в 1995 г. с большим смещением сроков) и отставшей от других столиц-миллионников благодаря сейсмическим условиям Алма-Ате (надолго законсервировано, в итоге первая очередь открыта в 2011 г.).

Строительство, начатое в двух российских городах (Омске и Челябинске) и в Донецке вскоре после распада СССР, не принесло ничего хорошего - ни в одном из этих городов метрополитен не был открыт вообще, а периодически консервируемая стройка превратилась в источник чистых расходов (в Донецке эти расходы, увы, можно окончательно считать потраченными впустую).

В 1990-е за пределами Москвы, Питера, Киева и Минска (вносящего с тех пор основной вклад в постсоветское строительство метрополитенов за пределами России и Украины: с 1995 г., когда советские заделы кончились, в Минске было построено 14 станций, тогда как в 5 азиатских столицах, вместе взятых - 20) для метростроя настали совсем тяжелые времена.

На Украине 11 станций, открытых в 1995 г. в Харькове (стартовый участок третьей линии, 5 станций) и Днепропетровске (6 станций) были лишь долгостроем, который не успели открыть к распаду СССР; в обнищавшем и воюющем Закавказье достраивались лишь незначительные участки, а в Ташкенте стартовый участок третьей линии (6 станций в дополнение к 22, построенным в 1977-92 гг.) был открыт в 2001 г., на этом строительство закончилось на 15 лет (три начатые станции следующей очереди были брошены и частично затоплены).

В России ситуация выглядела не менее характерно - за пределами Москвы и Питера ни одной станции метро не открылось с 1995 по 1999 г., за следующие же 5 лет было открыто только по 1 станции в каждом из провинциальных метрополитенов.

На этом фоне бодро стартовала столица далеко не бедного нефтяного региона Казань - 5 станций при открытии в 2005 г., 1 в 2008, 1 в 2010 и 3 в 2013 г. - 10 станций за 8 лет сравнимы с позднесоветскими темпами строительства провинциальных метрополитенов.

Без нее же картина для нестоличной России выглядит совсем мрачно - 12 станций в 4 метрополитенах за 17,5 лет "стабильности" (в среднем каждому из эти метрополитенов нужно почти 6 лет на 1 новую станцию, и до конца 2019 г. запланировано строительство лишь одной новой станции в Нижнем Новгороде), и три брошенных стройки (начал и "ниасилил" еще и Красноярск). Сейчас же мрачные времена наступают и для Казани - в 2017 г. после 4-летнего перерыва откроется лишь одна станция, пуск первой же очереди второй линии перенесен с 2018 г. на 2020 г. (что может оказаться не последним переносом).

Столь же мрачны перспективы, естественно, и на Украине, где после Майдана была лишь достроена одна станция в Харькове (Киев, судя по всему, из ряда более-менее стабильных по строительству метро городов также выбыл, чего с ним не было даже в 1990-е).

Алма-Ата, открывшая (уже не в статусе столицы) метрополитен в количестве 7 станций в 2011 г. и 2 новых в 2015 г., планирует открыть еще 2 станции в 2019 г. - даже если не будет переноса, темпы не слишком высоки.

Итого - в бывшем СССР перспективы строительства метро в количествах больше "5 лет - 1 станция" остаются лишь в Москве (активное строительство продолжается), Питере (запланировано открытие 2 станций к ЧМ по футболу 2018 г. и 3 станций в том же году без привязки к чемпионату) и Минске (в этом году должен открыться стартовый участок третьей линии). Возобновилось также после огромного перерыва строительство метро в Баку (в 2016 г. открыт стартовый участок новой линии из 2 станций, строится продолжение) и Ташкенте (начато строительство наземной линии в район Сергели).

Россияне же вне Москвы и Питера, а также украинцы, армяне и грузины могут прийти к очевидному выводу:

кажется, нас наебали.
Tags: нас наебали, транспорт
Subscribe

  • 3 августа 1921 г.

    3 августа 1921 г. по делу о Петроградской боевой организации был арестован Николай Гумилев (приговорен к смертной казни с другими участниками…

  • 2 августа 1921 г.

    2 августа 1921 г. Ленин в обращении к рабочим и мелким земледельцам всех стран призвал их оказать помощь голодающим Советской России.

  • 1 августа 1921 г.

    1 августа 1921 г. Ленин написал Гавриилу Мясникову записку, в котором подверг критике его призыв восстановить свободу слова в статье «Больные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • 3 августа 1921 г.

    3 августа 1921 г. по делу о Петроградской боевой организации был арестован Николай Гумилев (приговорен к смертной казни с другими участниками…

  • 2 августа 1921 г.

    2 августа 1921 г. Ленин в обращении к рабочим и мелким земледельцам всех стран призвал их оказать помощь голодающим Советской России.

  • 1 августа 1921 г.

    1 августа 1921 г. Ленин написал Гавриилу Мясникову записку, в котором подверг критике его призыв восстановить свободу слова в статье «Больные…