СССР/б.СССР всего | РСФСР/РФ всего | Москва | Ленинград/С.-Петербург | Провинция РСФСР/РФ | Украина всего | Киев | Провинциальная Украина | Прочие республики | |
1935-39 | 22 | 22 | 22 | - | - | - | - | - | - |
1940-44 | 7 | 7 | 7 | - | - | - | - | - | - |
1945-49 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
1950-54 | 12 | 12 | 15 - 4 временно закрытых + 1 временная |
- | - | - | - | - | - |
1955-59 | 25 | 25 | 11 + 4 ранее закрытых |
10 | - | - | - | - | - |
1960-64 | 32 | 25 | 16 + 1 временная - 1 временная |
9 | - | 7 | 7 | - | - |
1965-69 | 39 | 20 | 14 | 5 + 1 временная |
- | 4 | 4 | - | 15 |
1970-74 | 24 | 15 | 12 - 1 временная |
4 | - | 3 | 3 | - | 6 |
1975-79 | 56 | 24 | 17 | 8 - 1 временная |
- | 17 | 4 | 13 | 15 |
1980-84 | 50 + 3 СТ |
14 + 3 СТ |
9 - 1 на длительный ремонт |
6 | - + 3 СТ |
14 | 9 | 5 | 22 |
1985-89 | 70 + 6 СТ |
44 | 16 | 7 | 21 | 7 + 6 СТ |
4 | 3 + 6 СТ |
19 |
1990-94 | 43 | 28 | 11 | 3 | 14 | 6 | 6 | - | 9 |
1995-99 | 33 + 2 СТ |
15 | 11 | 4 | - | 13 + 2 СТ |
2 | 11 + 2 СТ |
5 |
2000-04 | 29 + 1 СТ |
14 | 9 +1 с длительного ремонта |
- | 4 | 6 + 1 СТ |
4 | 2 + 1 СТ |
9 |
2005-09 | 34 | 23 | 10 | 5 | 8 | 4 | 3 | 1 | 7 |
2010-2014 | 48 + 3 СТ |
29 + 3 СТ |
16 | 4 | 9 +3 СТ |
7 | 6 | 1 | 12 |
2015-I пол. 2017 | 15 + 31 МЦК |
11 + 31 МЦК |
10 + 31 МЦК |
- | 1 | 1 | - | 1 | 3 |
Российская империя не строила метро вовсе (притом, что в сравнимых по размеру с Петербургом и Москвой на начало XX века городах развитых стран оно уже было), СССР смог приступить к строительству метро только после форсированной индустриализации, и из трех городов, где его строительство началось до Великой Отечественной войны (Москвы, Ленинграда и Киева), в двух оно было прервано войной и возобновилось значительно после (открыт метрополитен в Ленинграде был в 1955 г., в Киеве - в 1960 г.).
После этого из политических соображений из советских городов-миллионников метро строилось прежде всего в столицах союзных республик - в ряд Тбилиси (1966 г.), Баку (1967 г.), Ташкента (1977 г., задержка по сравнению с менее крупными Баку и Тбилиси вызвана сложными сейсмическими условиями) и Минска (1984 г.) вклеился только самый крупный после Ленинграда нестоличный город СССР Харьков (1975 г.).
Лишь после этого метро пришло в провинциальные миллионники РСФСР - в 1984 г. были открыты 3 подземные станции скоростного трамвая в Волгограде (в отличие от остальной линии, соответствующие стандартам метро для возможной дальнейшей перестройки), в 1985 г. были открыты Горьковский и Новосибирский метрополитены, в 1987 г. - Куйбышевский, в 1991 г. - Свердловский.
На советских заделах открытие новых станций в этих городах активно продолжалось и в начале 1990-х - всего в 1985-94 гг. в этих четырех городах было открыто 35 станций (21 за первые 5 лет, 14 за вторые).
В 1986 г. был также построен (как и в Волгограде, частично по стандартам метро) скоростной трамвай в украинском Кривом Роге, не являвшемся миллионником и даже областным центром, но имевшим большой пассажиропоток в одном направлении.
Не было закончено при СССР начавшееся строительство метрополитенов Днепропетровска (первые и единственные 6 станций сданы в 1995 г. с большим смещением сроков) и отставшей от других столиц-миллионников благодаря сейсмическим условиям Алма-Ате (надолго законсервировано, в итоге первая очередь открыта в 2011 г.).
Строительство, начатое в двух российских городах (Омске и Челябинске) и в Донецке вскоре после распада СССР, не принесло ничего хорошего - ни в одном из этих городов метрополитен не был открыт вообще, а периодически консервируемая стройка превратилась в источник чистых расходов (в Донецке эти расходы, увы, можно окончательно считать потраченными впустую).
В 1990-е за пределами Москвы, Питера, Киева и Минска (вносящего с тех пор основной вклад в постсоветское строительство метрополитенов за пределами России и Украины: с 1995 г., когда советские заделы кончились, в Минске было построено 14 станций, тогда как в 5 азиатских столицах, вместе взятых - 20) для метростроя настали совсем тяжелые времена.
На Украине 11 станций, открытых в 1995 г. в Харькове (стартовый участок третьей линии, 5 станций) и Днепропетровске (6 станций) были лишь долгостроем, который не успели открыть к распаду СССР; в обнищавшем и воюющем Закавказье достраивались лишь незначительные участки, а в Ташкенте стартовый участок третьей линии (6 станций в дополнение к 22, построенным в 1977-92 гг.) был открыт в 2001 г., на этом строительство закончилось на 15 лет (три начатые станции следующей очереди были брошены и частично затоплены).
В России ситуация выглядела не менее характерно - за пределами Москвы и Питера ни одной станции метро не открылось с 1995 по 1999 г., за следующие же 5 лет было открыто только по 1 станции в каждом из провинциальных метрополитенов.
На этом фоне бодро стартовала столица далеко не бедного нефтяного региона Казань - 5 станций при открытии в 2005 г., 1 в 2008, 1 в 2010 и 3 в 2013 г. - 10 станций за 8 лет сравнимы с позднесоветскими темпами строительства провинциальных метрополитенов.
Без нее же картина для нестоличной России выглядит совсем мрачно - 12 станций в 4 метрополитенах за 17,5 лет "стабильности" (в среднем каждому из эти метрополитенов нужно почти 6 лет на 1 новую станцию, и до конца 2019 г. запланировано строительство лишь одной новой станции в Нижнем Новгороде), и три брошенных стройки (начал и "ниасилил" еще и Красноярск). Сейчас же мрачные времена наступают и для Казани - в 2017 г. после 4-летнего перерыва откроется лишь одна станция, пуск первой же очереди второй линии перенесен с 2018 г. на 2020 г. (что может оказаться не последним переносом).
Столь же мрачны перспективы, естественно, и на Украине, где после Майдана была лишь достроена одна станция в Харькове (Киев, судя по всему, из ряда более-менее стабильных по строительству метро городов также выбыл, чего с ним не было даже в 1990-е).
Алма-Ата, открывшая (уже не в статусе столицы) метрополитен в количестве 7 станций в 2011 г. и 2 новых в 2015 г., планирует открыть еще 2 станции в 2019 г. - даже если не будет переноса, темпы не слишком высоки.
Итого - в бывшем СССР перспективы строительства метро в количествах больше "5 лет - 1 станция" остаются лишь в Москве (активное строительство продолжается), Питере (запланировано открытие 2 станций к ЧМ по футболу 2018 г. и 3 станций в том же году без привязки к чемпионату) и Минске (в этом году должен открыться стартовый участок третьей линии). Возобновилось также после огромного перерыва строительство метро в Баку (в 2016 г. открыт стартовый участок новой линии из 2 станций, строится продолжение) и Ташкенте (начато строительство наземной линии в район Сергели).
Россияне же вне Москвы и Питера, а также украинцы, армяне и грузины могут прийти к очевидному выводу:
кажется, нас наебали.