1. Венесуэла и позиция иностранных государств - Испания
2. Венесуэла и позиция иностранных государств - Мексика
Еще одна страна, правительства которой последовательно поддерживают правую оппозицию в Венесуэле - это соседняя Колумбия.
За время президентства Чавеса и Мадуро в этой стране сменилось 3 президента - консерватор Андрес Пастрана в 1998-2002 г., и представители Социальной партии национального единства Альваро Урибе в 2002-2010 гг. и Хуан Мануэль Сантос с 2010 г. (Урибе после ухода с поста президента порвал с Сантосом и основал свою партию Демократический центр). Наихудшими отношения между странами были во времена Урибе, однако античавистская риторика характерна и для нынешнего правительства, поддерживающего резолюции в поддержку венесуэльской оппозиции в ООН и ОАГ. Тем временем занимающий в современной колумбийской политике крайне правый фланг Урибе и вовсе призывает венесуэльских военных и полицейских к неповиновению своему правительству (ссылка на испанском, также о позиции правительства).
Что же можно сказать об этой стране и о "защитниках демократии" вроде Урибе?
Сейчас, когда Сантос подписал мир с представителями ФАРК, обстановка в стране отнюдь не стала спокойной - о десятках убийств социальных активистов после заключения мира пишут даже такие отнюдь не симпатизирующие революционным левым источники, как Human Rights Watch и BBC; по данным Telesur, за первые четыре месяца 2017 г. было совершено 41 политическое убийство.
Сейчас колумбийское правительство осуждает Венесуэлу за вооружение гражданских лиц в рамках являющейся резервом армии Боливарианской милиции - но именно вовлечение гражданских в поддержку силовых структур было основой политики "демократической безопасности" во времена Урибе, когда старые малоуправляемые парамилитарес были заменены прямо контролировавшимися правительством структурами по образцу созданных им как губернатором Антиокии "Комитетов сельской бдительности" (Сантос же во время второго президентского срока Урибе был министром обороны).
К прочим "достижениям" Урибе относится едва не спровоцированная война с соседними государствами после убийства лидеров ФАРК на территории Эквадора в 2008 году (тогда, до "правого поворота", большинство латиноамериканских стран осудили его действия, и даже Мексика и Перу заявили о недопустимости нарушения границ).
И именно такие правительства, как колумбийское, задают тон в ОАГ и других межгосударственных организациях Америки сейчас.