Сами знаете (comprosvet) wrote,
Сами знаете
comprosvet

Categories:

Нас наебали-2: гражданское авиастроение

В этом выпуске серии мы рассмотрим авиационную промышленность. Поскольку вопрос о военном авиапроме является неоднозначным (сколько нужно самолетов и насколько каждый из них нужен населению - неочевидно; злопыхатели могут счесть, что это лишняя трата денег), а транспортные используются и в гражданских структурах, и в Вооруженных силах, тот рассмотрим производство пассажирских самолетов, подавляющее большинство которых используется гражданскими (хотя в ВС они тоже поставляются).

России, которую мы потеряли в выпуске тоже не будет по понятным причинам - сравним лишь поздний СССР и РФ (плюс сведения о том, что оказалось за пределами РФ после распада СССР).

Итак:

1. Ужасы совка.

Наиболее известные марки советских пассажирских самолетов, выпуск которых продолжался до 1991 года (в скобках место производства, производившиеся вне РСФСР - курсивом)

Ту-154 (Куйбышев) - с 1970 по 1998 г. произведено 918 самолетов (в среднем 32,8 в год)
Ил-62 (Казань) - с 1966 по 1995 г. 289 самолетов (в среднем 9,97 в год)
Ил-86 (Воронеж) - с 1980 по 1997 г. 106 самолетов (в среднем 6,2 в год)
Як-42 (Смоленск, Саратов) - с 1977 по 2003 г. 183 самолета (в среднем 7 в год)
Ан-28 (разработан ОКБ Антонова в Киеве, но строился в Польше по советской лицензии) - с 1983 по 1997 г. 198 самолетов (в среднем 14 в год)

Итак - получаем около 50 пассажирских самолетов в год, строившихся в РСФСР; в отличие от транспортных (активно производившихся на Украине и в Узбекистане), советское производство пассажирских самолетов было сосредоточено в основном внутри России (в Харькове строились Ту-134, но и производство было прекращено незадолго до распада СССР).

2. Достижения капитализма.

Итак - мешавшая экономике командно-административная система была разрушена и производство гм... расцвело.

Заменившие советские модели пассажирских самолетов производятся такими темпами:

Ту-204/214 (Казань, Ульяновск) - с 1990 г. произведен 81 самолет (в среднем 3,1 в год), наибольшее количество произведено в 2008 г. (10 штук), затем производство снова упало до 1-2 самолетов в 2012-16 гг.
Ил-96 (Воронеж) - с 1988 г. произведено 30 самолетов (1,1 в год); в 2010 и 2014 г. не было произведено ни одного самолета, а в 2011, 2012, 2013, 2015 и 2016 - по 1 шт.
Ту-334 (Казань) - в 1999 г. произведено 2 самолета
Сухой Суперджет 100 (Комсомольск-на-Амуре) - с 2008 г. произведено 130 шт. (в среднем 16 в год); выпуск достиг пика в 2014 г. (37 самолетов) и снова упал в 2015 и 2016 г. (по 19)

За пределами РФ (в Узбекистане) производился разработанный еще в СССР Ил-114 (с 1990 по 2012 г. изготовлено 17 шт. - меньше 1 в год), ныне ТАПОиЧ свернул авиационное производство, превратившись в "Ташкентский механический завод".

На Украине был создан пассажирский самолет Ан-148, производящийся как на самой Украине (Киев), так и в России (Воронеж); с 2009 г. произведено 49 штук (в среднем 7 в год), наибольшее количество было выпущено в 2013 г. (9 самолетов), с 2018 года его производство в России заканчивается.

Итого - практически полный провал до 2008 г., к советскому уровню подобрались в 2014 г. главным образом благодаря Суперджетам (но в СССР самым массовым был Ту-154 - самолет более крупного класса), в 2015 и 2016 г. производство пассажирских самолетов снова упало до 20 с небольшим в год.

Товарищи, кажется, нас наебали.
Tags: СССР, авиация, капитализм, нас наебали, социализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments