Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Categories:

Субботний/воскресный ликбез-94: Международный день солидарности трудящихся.

1 мая в разных

В связи с периодически попадающимися призывами отменить празднование 1 мая в странах бывшего СССР (Вятрович и компания), отменой его на деле (Узбекистан и Туркмения – вскоре после распада СССР, или выхолащиванием его сущности («День весны и труда» вместо Международного дня солидарности трудящихся в РФ; в Казахстане в этот день и вовсе «День единства народов Казахстана») стоит напомнить, как этот праздник появился и где его празднуют, а где – нет.
1 мая, во многих странах (в т.ч. англоязычной культуры) бывшее традиционным неофициальным праздником весны, сопровождавшимися гуляниями, впервые сделали днем за права рабочих (на тот момент – за восьмичасовой рабочий день) рабочие Австралии в 1856 г. – в этот день ежегодно организовывались однодневные забастовки и демонстрации с этим требованием.
В 1886 г. такие демонстрации решили провести радикальные рабочие организации США (марксисты на тот момент были там малочисленны, основную часть демонстрантов составляли анархисты) – больше всего (40 из 350 тысяч по всей стране) демонстрантов вышло в Чикаго, где забастовка с требованием 8-часового рабочего дня продолжилась и после 1 мая. 3 мая к одному из чикагских заводов прибыли штрейкбрехеры – участники забастовки встретили их митингом, который был разогнан полицией с применеием оружия – погибло 4 человека. В ответ чикагские анархисты призвали рабочих Чикаго выйти на митинг 4 мая на площадь Хеймаркет. Часть листовок, призывающих на митинг, содержали призыв вооружаться, однако сам митинг почти до конца проходил мирно; уже поздним вечером на митинг прибыла полиция, руководитель которой приказал участникам митинга разойтись. После этих слов в полицию неустановленным лицом (предположительно провокатором полиции или специализировавшегося на борьбе с профсоюзами частного детективного агентства Пинкертон) была брошена бомба, один полицейский погиб на месте, несколько были тяжело ранены. После этого полиция открыла огонь по толпе, при этом в темноте понеся потери и от «дружественного огня» - в итоге всего погибли 7 полицейских и не менее 4 (по некоторым данным, до нескольких десятков) рабочих, десятки с обеих сторон были ранены.
После этого начались преследования рабочих организаций, арестованы были несколько сот человек, которых заставляли давать показания друг на друга с целью доказать вину организаторов митинга в мятеже. Это сопровождалось и истеричной кампанией в прессе, которая носила не только антипрофсоюзный, но и шовинистический (среди рабочих Чикаго было много немецких и чешских иммигрантов).

В итоге в 1887 г. были осуждены 8 человек – Август Спис, Альберт Парсонс, Адольф Фишер и Джордж Энгель были казнены 11 ноября 1887, приговоренный к смерти Луис Лингг покончил с собой перед казнью, Михаэль Шваб и Самуэль Филден подали прошение о помиловании, после чего смертную казнь им заменили пожизненным заключением, Оскар Неебе приговорен к 15 годам тюрьмы.

После смены власти в штате Иллинойс в 1893 г., новый губернатор Альтгельд помиловал Филдена, Неебе и Шваба и обвинил в событиях на Хеймаркете и последующем суде предыдущую администрацию.

В 1889 г. Парижский конгресс II Интернационал постановил отмечать 1 мая 1890 г. как День международной солидарности трудящихся.

В итоге под давлением рабочего движения (и усилиями как коммунистических, так и социал-демократических партий, пришедших к власти или входивших в правительственную коалицию) в промежутке между мировыми войнами этот праздник стал государственным почти во всех странах Европы. В Российской империи с конца XIX века рабочие отмечали праздник однодневной забастовкой и демонстрациями, неоднократно разгонявшимися полицией и войсками, или нелегальными загородными маевками. Уже Временное правительство под давлением Советов сделало этот день (18 апреля по старому стилю в 1917 г.) нерабочим, а в РСФСР и затем в СССР он праздновался как двухдневный праздник (вначале – День Интернационала, затем – День международной солидарности трудящихся), став одним из главных государственных праздников вместе с 7 ноября.

Также стали отмечать 1 мая и в большинстве стран, освободившихся от колониальной зависимости – как проамериканские национал-реформисты вроде апристов, АД и т.д., так и склонявшиеся к СССР немарксисткие «социалистические» режимы в своей риторике уделяли внимание рабочим.

В рамках собственной социальной демагогии, 1 мая сделали праздником «национального труда» даже немецкие нацисты, а после войны, в 1955 г. 1 мая посвятила святому Иосифу (считающемся покровителем рабочих) католическая церковь.

Однако в самих США 1 мая так и не стало государственным праздником; реформистское профобъединение «Рыцари труда» в те же 1880-е годы добилось установления другого Дня труда – первого понедельника сентября - как государственного праздника сначала в отдельных штатах, а с 1894 г. – как федерального праздника; после этот же день стал государственным праздником и в Канаде. Другие развитые страны, где 1 мая официально не празднуется – Япония (однако там он приходится на промежуток между местными государственными праздниками и является выходным; отмечается профсоюзами и левыми партиями), Австралия (разные Дни труда в разных штатах, в Квинсленде и Северной территории – 1 понедельник мая), Новая Зеландия (четвертый понедельник октября; дата связана с местной борьбой за 8-часовой рабочий день). В Великобритании первый понедельник мая является выходным как традиционный майский праздник, официально не связанный с борьбой за права трудящихся. В этих странах 1 мая отмечается левыми той или иной степени радикальности, и в США на волне антикоммунистической истерии после Первой мировой войны этот день стал на официальном уровне «Днем американизации», а с 1958 года – «Днем лояльности» (не выходной день) с противоположным, антикоммунистическим смыслом.

В Дании и Южной Корее 1 мая не является государственным праздником, однако в Дании на большинстве предприятий является выходным днем по условиям контракта между хозяевами и профсоюзами, а в Южной Корее – общенациональным выходным днем.

За исключением же англоязычных стран со своими «Днями труда» (а также редких исключений вроде Нидерландов, где праздник также отмечается левыми, и части кантонов Швейцарии), отсутствие празднования 1 мая ассоциируется преимущественно с режимами откровенно правого толка – так, запрещено празднование 1 мая было в Испании при Франко и в Португалии при Салазаре (теперь – государственный праздник в обеих этих странах), в Турции и Индонезии 1 мая было исключено из числа государственных праздников при военных диктатурах Эврена и Сухарто (в 2010-е годы восстановлено там и там), никогда не было праздником 1 мая в арабских монархиях, жестоко преследующих всякое рабочее движение; в 1977 г. оно перестало быть праздником после прихода к власти правых в Израиле, однако по-прежнему широко отмечается не только радикальными левыми, но и социал-демократами и мейнстримными профсоюзами. Лишь с 1994 г. 1 мая является государственным праздником в ЮАР – при режиме апартеида его празднование было запрещено.

В постсоветских странах большинство правительств выхолостило сущность 1 мая как праздника борьбы трудящихся, однако отменено празднование было лишь в Узбекистане, Туркмении, Таджикистане (с 2016 г.), Грузии и Азербайджане (в Казахстане и Эстонии – убрано всякое упоминание праздника с трудом вообще, «День единства народов» и «День весны» соответственно; в Литве праздник отменялся, затем был восстановлен).
Tags: праздники, рабочее движение, субботний ликбез
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments