Сами знаете (comprosvet) wrote,
Сами знаете
comprosvet

Categories:

Наш ответ Керзону-6: mi3ch и румынская оккупация Одессы

В ЖЖ многотысячника mi3ch появился пост под заголовком "румын", посвященный периоду румынской оккупации Одессы в 1941-44 г.: http://mi3ch.livejournal.com/3663401.html

Весь пост я приводить здесь не буду (кому нужно - почитайте по ссылке), но практически весь пост посвящен успехам Румынии и городского головы Германа Пынтя в восстановлении хозяйства Одессы (с упором на поощрение частной инициативы в сфере обслуживания, а также длинным перечислением числа работающих предприятий, учтенных ветеринарным надзором скота и птицы и т.д. - настоящее многоцифр), о партизанском движении сказано дословно следующее:

Некоторые из заведений открывали работавшие на сигуранцу чекисты, тратя оставленные на «подпольную работу» деньги. Именно поэтому, несмотря на «грандиозную историю партизанского движения Одессы», только двум людям стоят даже не памятники, а так, памятные плиты: Молодцову и его связнику Гордиенко. И всё.


, а о репрессивной политике румынской власти (в смысле, это всё, что есть в посте о каких-либо репрессивных действиях румынской власти против населения Одессы):

7 ноября обязали прийти и зарегистрироваться всех коммунистов. Они должны были подписать бумажку, что заблуждались в своих убеждениях, и в отношении них никаких санкций не применялось. Интересно, попали эти списки в лапы НКВД?


Последствия освобождения Одессы охарактеризованы прямо противоположным образом:

С приходом советских войск практически все оставшиеся в городе взрослые для объяснений отношений с оккупантами были вызваны в кабинеты следователей «СМЕРШ», и добрая половина покинула их под конвоем. Из 250 тысяч горожан, которые 10 апреля 1944 г. встретили своих освободителей, к 1 января 1945 г. в Одессе оставалось около 160 тыс. жителей. В 1946 — 1947 году в Бессарабии и Одесской области был голод. Но это другая история.


(это, опять же, всё, что сказано - после войны только о репрессиях и голоде, при румынах - коммунистов поставили на учет, открыли "633 коммерческих и индустриальных предприятия, а также 358 мастерских" и т.д.)

В качестве источника информации в конце поста указано: "Из книги пережившего оккупацию Анатолия Маляра «Записки одессита»" - таким образом, у прочитавшего пост складывается впечатление, что, по известному выражению старых блоггеров мопед принадлежит не Митричу (который явно самостоятельных исследований не проводил, а упомянутому Анатолию Маляру, очевидцу событий).

По названию найти первоисточник я пытался - удалось выяснить, что книга умершего в 2008 году Анатолия Маляра была издана не позднее 1 июля 2009 года (первое упоминание в сети, которое мне удалось найти), а затем презентована его сыном Евгением Маляром в начале 2011 года (увидел ли книгу изданной сам Маляр-старший, начавший ее писать в 2006 г. - мне установить не удалось; во всяком случае, найденные обсуждения книги являются уже посмертными).

Увы, полного текста книги в сети найти мне не удалось - доступна лишь вторая часть, повествующая о том, что было после оккупации (http://veseliymakler.odessa.ua/libraries/author/maljar_a/zapiski_odessita_dva.html), а также более или менее обширные цитаты из первой части в доступных в сети других авторов. Но даже по второй части можно определить, что автор писал мемуары о своих личных впечатлениях, признаков любви к цифрам в духе "открыто ... предприятий" он отнюдь не обнаруживал.

В частности, послевоенная обстановка в Одессе описана так: "Соседи и наши родители, побывавшие в оккупации, ощущали опасность оказаться в «местах, не столь отдаленных»" - но ни о уменьшении населения города, тем более с точными цифрами, ни о том, как его затронул (и затронул ли вообще) голод 1946-47 годов по меньшей мере во второй части книги не написано. Предположим, что это могло быть в первой части в качестве флешфорварда, но вообще стиль книги совсем другой, а главное - сказанное о румынских репрессиях (в частности против коммунистов, которых, по Митричу, поставили на учет, далее не тронув) в доступной в сети цитате из книги Маляра прямо противоречит написанному в посте Митрича:

http://odesskiy.com/chisto-fakti-iz-zhizni-i-istorii/zhizn-odessy-nakanune-i-v-period-osvobozhdenija-ot-okkupatsii/page-3.html
Этап же немецкого властвования [21 марта - 10 апреля 1944 г., после румын - О.С.] в Одессе любопытно описал в своей книге "Записки одессита" свидетель тех событий Анатолий Маляр: "Период немецкой оккупации казался мне менее кровавым. С деревьев были сняты почерневшие трупы, не стало слышно стрельбы, по крайней мере в центре города. Солдаты относились к малолетним детям дружелюбно. Возможно, глядя на нас, они вспоминали о своих малышах, которых уже ожидала такая же незавидная участь. Война есть война, и немецкие солдаты не были овечками в униформе, но они уже и не были, в своем большинстве, бездумными убийцами… Безусловно, на первой стадии войны, обманутые фашистской пропагандой, опьяненные первыми ошеломительными успехами, немецкие солдаты действительно зверствовали. После Сталинграда они уже были не те. К тому же почти всех цыган, евреев, коммунистов уже уничтожили румыны, которым поручили эту грязную работу. В ожидании неизбежного возмездия это определяло их отношение к городу и его жителям в марте 1944 года...".

(запомним фамилию автора текста по ссылке, ссылающегося на Маляра: "Александр ЧЕРКАСОВ, научный сотрудник Центра исторических исследований юга Украины им. Академика В. И. Липского",и год написания - в статье упомянуто, что "В этом году Одесса праздновала свою 66-ю годовщину освобождения от немецких и румынских захватчиков", так что написана она была в 2010 году).

Итак, Маляр пишет, что почти всех коммунистов Одессы немцы уничтожили (а вместе с коммунистами - весьма многочисленных в городе евреев), а ссылающийся на Маляра - и более ни на кого! - Митрич, пишет, что репрессиям они не подвергались, и вообще не пишет ни о каких репрессиях румынских властей в Одессе.

Таким образом, и по форме (мемуарная литература без ссылок на документальные источники и цифр у Маляра - нагромождение цифр у Митрича), и по содержанию (Маляр весьма негативно относится к советской власти, что он прямо выразил во второй части - но никаких белых и пушистых румын у него нет) пост Митрича не может являться пересказом "Записок одессита" Маляра. Более того, из приведенной цитаты Маляра следует, что Митрич либо не читал "Записки одессита" вообще, либо сознательно умолчал о репрессиях румын против населения Одессы (Маляр пишет о том, что по "поручению" немцев румыны устроили геноцид евреев и цыган - Митрич отрицает даже политические репрессии против коммунистов).

Более вероятным, однако, является, первый вариант - ибо оригинальным контентом пост Митрича также не является, и поиском в сети предложений из этого поста легко установить, что списан он (с сокращением именно у Черкасова).

Так, фрагмент "Из 250 тысяч горожан, которые 10 апреля 1944 г. встретили своих освободителей, к 1 января 1945 г. в Одессе оставалось около 160 тыс. жителей. (90 тысяч за 7 месяцев освобождения от оккупации)." в сети встречается в статье того же Черкасова или со ссылками на него, впервые опубликованной, судя по всему, здесь (выпуск газеты одесской газеты "Время Ч" от апреля уже 2012 года, 2 года после предыдущей).

Примерно тот же текст (но без цифр "250 тысяч" и "160 тысяч") есть и в статье Черкасова, упоминавшейся выше ("Так, из оставшихся на 10 апреля 1944 года в Одессе около 220 тысяч жителей две трети были вызваны в компетентные органы, где после объяснений своих отношений с румынами больше половины покинули наш город под конвоем" тут).

Присмотревшись же, мы увидим, что у Черкасова переписана бОльшая часть поста Митрича (есть и еще один источник, его мы установим впоследствии), и любовь к цифрам именно оттуда.

При этом Черкасов в обоих своих (частично совпадающих по тексту) статьях ссылается на Маляра (но лишь в рамках отдельных и четко отграниченных от остального текста цитат, в которых нет ничего о послевоенных советских репрессиях!) - так что упоминание Маляра у Митрича может быть "оправдано" тем, что он перепутал цитируемого "первого порядка" (Черкасова) и второго (Маляра).

Однако в обоих статьях Черкасова, 2010 и 2012 года, говорится о массовом уничтожении населения Одессы румынскими властями - в 2010 году приведенной выше цитатой из Маляра, в 2012 году - текстом самого автора ("Таким оказался один из 29 месяцев, в течение которых длилась оккупация нашего города. За это время одесситы сполна познали все "прелести" румынского правления, испытав уже с первых его дней голод, унижения и массовые казни. Всего же во время оккупации жертвами фашистов стали более 100 тысяч горожан, из которых в большинстве своем это было еврейское население.").

Митрич, ссылаясь на Маляра, переписывал Черкасова - однако и у Черкасова нет идиллии, а есть уничтожение каждого шестого из жителей довоенной Одессы (и это с учетом того, что часть 600-тысячного населения города успела эвакуироваться), Митрич же, копируя Черкасова, это опустил.

Наконец, кому же принадлежит часть поста, не переписанная у Черкасова (такая тоже есть). Самому Митричу? Маляру? Снова нет.

Начало поста ("Антонеску долго подбирал кандидатуру на пост мэра Одессы. Необходимо было найти румына, который свободно говорил бы по-русски плюс отлично знал бы город и имел опыт административного управления. Таким человеком стал Герман Пынтя – бывший поручик царской армии, участник первой мировой войны. Губернатором был назначен профессор Алексяну.") и последующая его часть (в т.ч. фрагмент про "отсутствующее" подполье и про регистрацию коммунистов) находятся в тексте за авторством некоего M.A. de Budyon (упомянутая цитата - здесь, начало - здесь), по аннотации - "Первое издание: 2009. Дополнено: в 2013 г.".

Этот текст с самого начала (самим автором) обозначен как имеющий четкую цель - обвинить в потерях Одессы в период Великой отечественной войны действия советских властей (заголовок - "Недовыжженная земля"), однако и у Budyon'а не написано, что репрессий не было вовсе - но если каждое действие НКВД и подполья описывается как сознательно злонамеренное, то румыны (по Budyon'у) после взрыва военной комендатуры оставшейся в городе агентурой НКВД 22 октября 1941 г. (погибло и пострадало 135 румынских и немецких военных), дословно: "то, что сделали румыны 23 октября было большой ошибкой, но есть данные что на них в этом вопросе сильно давили немцы".

Если кто-то хочет узнать, что сделали румыны 23 октября 1944 г. - то ни у Митрича, ни у Budyon'а об этом не узнать (Budyon упоминает как о всем известном факте, но старается перенести вину на немцев и сослаться на то, что "сделал бы СССР, если бы в Берлине взорвали Жукова"; Митрич не упоминает вовсе - зачем нужны подробности, которые противоречат концепции), а узнать можно тут. Вкратце - по прямому указанию диктатора Антонеску и военного командования в Одессе 24 октября было уничтожено от 22 до 40 тысяч евреев, и это не было "просто ошибкой", последовавшей за взрывом комендатуры - антисемитская идеология была румынскому режима свойственна и ранее, выселение евреев в гетто началось раньше (18 октября), а после этого массового убийства и депортации (туда, где происходили новые убийства - часть из них была депортирована на территории, подконтрольные немцам) евреев в Одессе продолжились (по прямому указанию Антонеску, данному в декабре 1941 г. с отсылкой на военную опасность, а не на 22 октября). Антонеску, губернатора Транснистрии Алексяну и генерала Мачича осудили к смертной казни в том числе и за это (приговор был подтвержден румынским судом в 2008 году) - Пынтя же не был привлечен к этому делу, не потому, что румынская власть в Одессе не была кровавой, а потому, что убийства и депортации евреев были результатом приказов Антонеску и генералов, и исполнялись военными же - глава городского хозяйства действительно не имел к этому отношения.

Но и у открыто тенденциозного Budyon'а есть хоть упоминание этой "ошибки", Митрич же просто молчит.

Что же до последнего не разобранного нами вопроса - одесского подполья - то и оценивающий его как низкоэффективное в целом (оставленный главой подпольного обкома Петровский выдал румынам 265 человек, за что был расстрелян после войны) Черкасов (тут) и другие авторы (например, тут) оценивают его численность в несколько сотен человек, а деятельность некоторых из его подразделений - как довольно успешную, хотя остальные были быстро уничтожены или остались пассивны.

Итак, выводы:
(1) пост mi3ch, несмотря на ссылку на "Записки одессита" Анатолия Маляра, не связан с этой книгой (более того - прямо ей противоречит) и является компиляцией из текстов Александра Черкасова и сетевого автора "M.A. de Budyona", которые в тексте не упомянуты никак;
(2) из использованного текста Черкасова mi3ch вырезал упоминание о жертвах румын в Одессе (около 100 тысяч человек), упомянув из репрессивной политики только "регистрацию коммунистов" (текст Budyon'а без ссылок на первоисточники, противоречащий тому, что еще 22 октября 1941 г. Антонеску приказал арестовать всех коммунистов Одессы и расстрелять часть из них);
(3) на массовое уничтожение евреев в Одессе Budyon'ом дана отсылка, говорящая, что "это было ошибкой румын" без упоминания, что же было сделано - mi3ch же просто смолчал об этом, создавая впечатление, что уничтожения по национальному признаку в Одессе не было (хотя он не мог о нем не читать);
(4) в части восстановления хозяйства города при румынах в посте дано нагромождение цифр, которые никак не сравниваются с положением города до или после оккупации, хотя и свидетельствуют, что полностью хозяйство города румынами не было уничтожено (те цифры, которые можно оценить и абсолютно, не впечатляют - 207 родов в роддомах за 5 месяцев и 16,5 тысяч учащихся в городе с населением 250 тысяч - это бОльшая часть родов вне роддома и обучение в среднем класса примерно до пятого).

Обобщая - грубо-пропагандистский пост, несмотря на "объективную" манеру подачи (от себя никаких оценок mi3ch не дал), превосходящий в градусе подтасовок даже не скрывающего пропагандистски-антикоммунистических целей своего текста Budyon'а, и умалчивающий о самых тяжких преступлениях румынских властей в Одессе (при этом умолчание не может не быть сознательным - разве что фрагменты, взятые у Черкасова, mi3ch заимствовал через еще одного компилятора, а о знакомстве с текстом Маляра солгал - в таком случае его можно признать невеждой и лгуном во второстепенном вопросе, а не прямым фальсификатором, но оценка текста от этого не меняется).
Tags: Великая Отечественная война, наш ответ Керзону
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments