Весь пост я приводить здесь не буду (кому нужно - почитайте по ссылке), но практически весь пост посвящен успехам Румынии и городского головы Германа Пынтя в восстановлении хозяйства Одессы (с упором на поощрение частной инициативы в сфере обслуживания, а также длинным перечислением числа работающих предприятий, учтенных ветеринарным надзором скота и птицы и т.д. - настоящее многоцифр), о партизанском движении сказано дословно следующее:
Некоторые из заведений открывали работавшие на сигуранцу чекисты, тратя оставленные на «подпольную работу» деньги. Именно поэтому, несмотря на «грандиозную историю партизанского движения Одессы», только двум людям стоят даже не памятники, а так, памятные плиты: Молодцову и его связнику Гордиенко. И всё.
, а о репрессивной политике румынской власти (в смысле, это всё, что есть в посте о каких-либо репрессивных действиях румынской власти против населения Одессы):
7 ноября обязали прийти и зарегистрироваться всех коммунистов. Они должны были подписать бумажку, что заблуждались в своих убеждениях, и в отношении них никаких санкций не применялось. Интересно, попали эти списки в лапы НКВД?
Последствия освобождения Одессы охарактеризованы прямо противоположным образом:
С приходом советских войск практически все оставшиеся в городе взрослые для объяснений отношений с оккупантами были вызваны в кабинеты следователей «СМЕРШ», и добрая половина покинула их под конвоем. Из 250 тысяч горожан, которые 10 апреля 1944 г. встретили своих освободителей, к 1 января 1945 г. в Одессе оставалось около 160 тыс. жителей. В 1946 — 1947 году в Бессарабии и Одесской области был голод. Но это другая история.
(это, опять же, всё, что сказано - после войны только о репрессиях и голоде, при румынах - коммунистов поставили на учет, открыли "633 коммерческих и индустриальных предприятия, а также 358 мастерских" и т.д.)
В качестве источника информации в конце поста указано: "Из книги пережившего оккупацию Анатолия Маляра «Записки одессита»" - таким образом, у прочитавшего пост складывается впечатление, что, по известному выражению старых блоггеров мопед принадлежит не Митричу (который явно самостоятельных исследований не проводил, а упомянутому Анатолию Маляру, очевидцу событий).
По названию найти первоисточник я пытался - удалось выяснить, что книга умершего в 2008 году Анатолия Маляра была издана не позднее 1 июля 2009 года (первое упоминание в сети, которое мне удалось найти), а затем презентована его сыном Евгением Маляром в начале 2011 года (увидел ли книгу изданной сам Маляр-старший, начавший ее писать в 2006 г. - мне установить не удалось; во всяком случае, найденные обсуждения книги являются уже посмертными).
Увы, полного текста книги в сети найти мне не удалось - доступна лишь вторая часть, повествующая о том, что было после оккупации (http://veseliymakler.odessa.ua/libraries/author/maljar_a/zapiski_odessita_dva.html), а также более или менее обширные цитаты из первой части в доступных в сети других авторов. Но даже по второй части можно определить, что автор писал мемуары о своих личных впечатлениях, признаков любви к цифрам в духе "открыто ... предприятий" он отнюдь не обнаруживал.
В частности, послевоенная обстановка в Одессе описана так: "Соседи и наши родители, побывавшие в оккупации, ощущали опасность оказаться в «местах, не столь отдаленных»" - но ни о уменьшении населения города, тем более с точными цифрами, ни о том, как его затронул (и затронул ли вообще) голод 1946-47 годов по меньшей мере во второй части книги не написано. Предположим, что это могло быть в первой части в качестве флешфорварда, но вообще стиль книги совсем другой, а главное - сказанное о румынских репрессиях (в частности против коммунистов, которых, по Митричу, поставили на учет, далее не тронув) в доступной в сети цитате из книги Маляра прямо противоречит написанному в посте Митрича:
http://odesskiy.com/chisto-fakti-iz-zhizni-i-istorii/zhizn-odessy-nakanune-i-v-period-osvobozhdenija-ot-okkupatsii/page-3.html
Этап же немецкого властвования [21 марта - 10 апреля 1944 г., после румын - О.С.] в Одессе любопытно описал в своей книге "Записки одессита" свидетель тех событий Анатолий Маляр: "Период немецкой оккупации казался мне менее кровавым. С деревьев были сняты почерневшие трупы, не стало слышно стрельбы, по крайней мере в центре города. Солдаты относились к малолетним детям дружелюбно. Возможно, глядя на нас, они вспоминали о своих малышах, которых уже ожидала такая же незавидная участь. Война есть война, и немецкие солдаты не были овечками в униформе, но они уже и не были, в своем большинстве, бездумными убийцами… Безусловно, на первой стадии войны, обманутые фашистской пропагандой, опьяненные первыми ошеломительными успехами, немецкие солдаты действительно зверствовали. После Сталинграда они уже были не те. К тому же почти всех цыган, евреев, коммунистов уже уничтожили румыны, которым поручили эту грязную работу. В ожидании неизбежного возмездия это определяло их отношение к городу и его жителям в марте 1944 года...".
(запомним фамилию автора текста по ссылке, ссылающегося на Маляра: "Александр ЧЕРКАСОВ, научный сотрудник Центра исторических исследований юга Украины им. Академика В. И. Липского",и год написания - в статье упомянуто, что "В этом году Одесса праздновала свою 66-ю годовщину освобождения от немецких и румынских захватчиков", так что написана она была в 2010 году).
Итак, Маляр пишет, что почти всех коммунистов Одессы немцы уничтожили (а вместе с коммунистами - весьма многочисленных в городе евреев), а ссылающийся на Маляра - и более ни на кого! - Митрич, пишет, что репрессиям они не подвергались, и вообще не пишет ни о каких репрессиях румынских властей в Одессе.
Таким образом, и по форме (мемуарная литература без ссылок на документальные источники и цифр у Маляра - нагромождение цифр у Митрича), и по содержанию (Маляр весьма негативно относится к советской власти, что он прямо выразил во второй части - но никаких белых и пушистых румын у него нет) пост Митрича не может являться пересказом "Записок одессита" Маляра. Более того, из приведенной цитаты Маляра следует, что Митрич либо не читал "Записки одессита" вообще, либо сознательно умолчал о репрессиях румын против населения Одессы (Маляр пишет о том, что по "поручению" немцев румыны устроили геноцид евреев и цыган - Митрич отрицает даже политические репрессии против коммунистов).
Более вероятным, однако, является, первый вариант - ибо оригинальным контентом пост Митрича также не является, и поиском в сети предложений из этого поста легко установить, что списан он (с сокращением именно у Черкасова).
Так, фрагмент "Из 250 тысяч горожан, которые 10 апреля 1944 г. встретили своих освободителей, к 1 января 1945 г. в Одессе оставалось около 160 тыс. жителей. (90 тысяч за 7 месяцев освобождения от оккупации)." в сети встречается в статье того же Черкасова или со ссылками на него, впервые опубликованной, судя по всему, здесь (выпуск газеты одесской газеты "Время Ч" от апреля уже 2012 года, 2 года после предыдущей).
Примерно тот же текст (но без цифр "250 тысяч" и "160 тысяч") есть и в статье Черкасова, упоминавшейся выше ("Так, из оставшихся на 10 апреля 1944 года в Одессе около 220 тысяч жителей две трети были вызваны в компетентные органы, где после объяснений своих отношений с румынами больше половины покинули наш город под конвоем" тут).
Присмотревшись же, мы увидим, что у Черкасова переписана бОльшая часть поста Митрича (есть и еще один источник, его мы установим впоследствии), и любовь к цифрам именно оттуда.
При этом Черкасов в обоих своих (частично совпадающих по тексту) статьях ссылается на Маляра (но лишь в рамках отдельных и четко отграниченных от остального текста цитат, в которых нет ничего о послевоенных советских репрессиях!) - так что упоминание Маляра у Митрича может быть "оправдано" тем, что он перепутал цитируемого "первого порядка" (Черкасова) и второго (Маляра).
Однако в обоих статьях Черкасова, 2010 и 2012 года, говорится о массовом уничтожении населения Одессы румынскими властями - в 2010 году приведенной выше цитатой из Маляра, в 2012 году - текстом самого автора ("Таким оказался один из 29 месяцев, в течение которых длилась оккупация нашего города. За это время одесситы сполна познали все "прелести" румынского правления, испытав уже с первых его дней голод, унижения и массовые казни. Всего же во время оккупации жертвами фашистов стали более 100 тысяч горожан, из которых в большинстве своем это было еврейское население.").
Митрич, ссылаясь на Маляра, переписывал Черкасова - однако и у Черкасова нет идиллии, а есть уничтожение каждого шестого из жителей довоенной Одессы (и это с учетом того, что часть 600-тысячного населения города успела эвакуироваться), Митрич же, копируя Черкасова, это опустил.
Наконец, кому же принадлежит часть поста, не переписанная у Черкасова (такая тоже есть). Самому Митричу? Маляру? Снова нет.
Начало поста ("Антонеску долго подбирал кандидатуру на пост мэра Одессы. Необходимо было найти румына, который свободно говорил бы по-русски плюс отлично знал бы город и имел опыт административного управления. Таким человеком стал Герман Пынтя – бывший поручик царской армии, участник первой мировой войны. Губернатором был назначен профессор Алексяну.") и последующая его часть (в т.ч. фрагмент про "отсутствующее" подполье и про регистрацию коммунистов) находятся в тексте за авторством некоего M.A. de Budyon (упомянутая цитата - здесь, начало - здесь), по аннотации - "Первое издание: 2009. Дополнено: в 2013 г.".
Этот текст с самого начала (самим автором) обозначен как имеющий четкую цель - обвинить в потерях Одессы в период Великой отечественной войны действия советских властей (заголовок - "Недовыжженная земля"), однако и у Budyon'а не написано, что репрессий не было вовсе - но если каждое действие НКВД и подполья описывается как сознательно злонамеренное, то румыны (по Budyon'у) после взрыва военной комендатуры оставшейся в городе агентурой НКВД 22 октября 1941 г. (погибло и пострадало 135 румынских и немецких военных), дословно: "то, что сделали румыны 23 октября было большой ошибкой, но есть данные что на них в этом вопросе сильно давили немцы".
Если кто-то хочет узнать, что сделали румыны 23 октября 1944 г. - то ни у Митрича, ни у Budyon'а об этом не узнать (Budyon упоминает как о всем известном факте, но старается перенести вину на немцев и сослаться на то, что "сделал бы СССР, если бы в Берлине взорвали Жукова"; Митрич не упоминает вовсе - зачем нужны подробности, которые противоречат концепции), а узнать можно тут. Вкратце - по прямому указанию диктатора Антонеску и военного командования в Одессе 24 октября было уничтожено от 22 до 40 тысяч евреев, и это не было "просто ошибкой", последовавшей за взрывом комендатуры - антисемитская идеология была румынскому режима свойственна и ранее, выселение евреев в гетто началось раньше (18 октября), а после этого массового убийства и депортации (туда, где происходили новые убийства - часть из них была депортирована на территории, подконтрольные немцам) евреев в Одессе продолжились (по прямому указанию Антонеску, данному в декабре 1941 г. с отсылкой на военную опасность, а не на 22 октября). Антонеску, губернатора Транснистрии Алексяну и генерала Мачича осудили к смертной казни в том числе и за это (приговор был подтвержден румынским судом в 2008 году) - Пынтя же не был привлечен к этому делу, не потому, что румынская власть в Одессе не была кровавой, а потому, что убийства и депортации евреев были результатом приказов Антонеску и генералов, и исполнялись военными же - глава городского хозяйства действительно не имел к этому отношения.
Но и у открыто тенденциозного Budyon'а есть хоть упоминание этой "ошибки", Митрич же просто молчит.
Что же до последнего не разобранного нами вопроса - одесского подполья - то и оценивающий его как низкоэффективное в целом (оставленный главой подпольного обкома Петровский выдал румынам 265 человек, за что был расстрелян после войны) Черкасов (тут) и другие авторы (например, тут) оценивают его численность в несколько сотен человек, а деятельность некоторых из его подразделений - как довольно успешную, хотя остальные были быстро уничтожены или остались пассивны.
Итак, выводы:
(1) пост
(2) из использованного текста Черкасова
(3) на массовое уничтожение евреев в Одессе Budyon'ом дана отсылка, говорящая, что "это было ошибкой румын" без упоминания, что же было сделано -
(4) в части восстановления хозяйства города при румынах в посте дано нагромождение цифр, которые никак не сравниваются с положением города до или после оккупации, хотя и свидетельствуют, что полностью хозяйство города румынами не было уничтожено (те цифры, которые можно оценить и абсолютно, не впечатляют - 207 родов в роддомах за 5 месяцев и 16,5 тысяч учащихся в городе с населением 250 тысяч - это бОльшая часть родов вне роддома и обучение в среднем класса примерно до пятого).
Обобщая - грубо-пропагандистский пост, несмотря на "объективную" манеру подачи (от себя никаких оценок