Ликвидации частной собственности на средства производства и создания экономики, развивающейся по единому централизованному плану.
Как добиться?
Как предсказали еще Маркс и Энгельс и подтвердила история последних двух веков, капиталистическая собственность сама по себе имеет тенденцию к нарастающей концентрации. При этом конфликт между трудом и капиталом становится все более определенным (слой тружеников-и-собственников-в-одном-лице всё меньше), а сам капитал всё меньше связан с управлением производством.
Уже на наших глазах, к примеру, крупные компании стали доминировать в сфере услуг – от сетей магазинов до общепита.
Кроме того, остающиеся малыми предприятия фактически полностью зависят от кредиторов (т.е. банков), а многие из них фактически являются придатками крупных компаний (к примеру, какие-нибудь точки «Сабвея», формально являющиеся независимыми малыми частными предприятиями).
Таким образом, современные банки (хотя формально они не владеют средствами производства, их роль как кредиторов становится огромна) и крупные корпорации к национализации уже готовы, достаточно замкнуть руководство вместо старого совета директоров на пришедших национализировать их комиссаров.
С другой стороны, чтобы не получилось типичной ситуации с «национализацией убытков и приватизацией прибылей» (а со старой верхушки управленцев станется придумать схемы обворовывания как старых государственных, так и новых национализированных предприятий и корпораций), необходим контроль как со стороны революционного государства «сверху», так и представителей трудовых коллективов (и их организаций – партийных и профсоюзных) «снизу».
Национализация банков (с сохранением вкладов населения, кроме крупнейших по сумме – но это уже вопрос денежной реформы, и затронуть конфискационные меры должны ничтожное буржуазное меньшинство) и крупных предприятий должна быть, по возможности, безвозмездной (от иностранного капитала, видимо, иногда придется откупаться – лучше так, чем воевать).
Что же касается мелких предприятий, то, разумеется, есть уровень, ниже которого немедленная национализация невозможна, Меры, принимаемые в их отношении, должны состоять в:
а) на первых порах вполне рыночном вытеснении крупными государственными предприятиями мелких частных с рынка (заметим, что такой процесс проходит и без национализации по объективными причинам);
б) поощрении (через налоговые и кредитные льготы) кооперации самостоятельных производителей и преобразования мелких частных предприятий в кооперативы. Хотя кооперативы и не являются «вполне социалистической формой», они могут быть полезны как форма перехода от частной собственности к общественной – но ни в коем случае не наоборот, как «перестройку»;
в) предложении достаточной зарплаты и возможности сделать дальнейшую карьеру в обмен на отказ от собственности действительно хорошим руководителям в частном секторе;
г) усилении налогового пресса и отказе в госконтрактах - для самых упрямых частников.
Чтобы не вызвать массового недовольства, это надо делать аккуратно –работники таких предприятий не должны оказаться на улице (если можно переманить их более высокими зарплатами в госсекторе, то вообще прекрасно), а население не должно остаться без предоставляемых такими частниками товаров/услуг. Пострадать должны только сами хозяева, которые не захотят расставаться со старым статусом.