Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Category:

Один из двух дней рожденья и немного об антисталинистах

В том, что насчет даты рождения Сталина есть разночтения, не вижу ничего плохого - такое было характерно для очень большой части населения "России, которую мы потеряли" (и именно для тех, кто булками не хрустел - моя прабабушка (препод в вузе) о своем дне рождения знала от своей неграмотной матери только, что "шел снег", а потому в документах записалась родившейся 1 января.

Ну а у нас есть повод вспомнить день рождения товарища Кобы дважды :)

К первой из дат - отличный пост от blau_kraehe, а тех, кто с постом не согласэн, мы расстрэляем

Оригинал взят у blau_kraehe в Стругацкие - как зеркало шестидесятников?
Только сейчас, запоздало прочитала замечательную статью Майсуряна "Братья Стругацкие как зеркало русской интеллигенции". Статья и в самом деле прекрасная и совершенно справедливая. Но к ней хотелось бы кое-что добавить.

Вкратце: да. все верно. Сначала братья, вместе со всей технической интеллигенцией, были на гребне волны прогресса и писали оптимистично, затем скатились в некий исторический овраг и стали красиво и художественно изображать стенку оврага, которую видели перед собой.
Но все не так просто. Это не случайная "историческая волна", и в этом падении нет непреодолимой физической неизбежности.
Стругацкие - не только зеркало советской интеллигенции, но еще и зеркало именно шестидесятников, поколения, из которого они вышли. Поколения, которое в детстве патриотично рвалось на войну и всю жизнь искренне ненавидело фашизм, поколения совершенно искренних коммунистов - но в их мировоззрение уже заложен был вирус хрущевского доклада на ХХ съезде, постепенно разъедающий мозг.
Интеллигент, человек образованный, в принципе изначально вне класса, и он может выбрать самостоятельно, какому классу он будет служить - крупной буржуазии, которая хорошо оплатит услуги (с перспективой и самому материально подняться на уровень крупного буржуа); или же самому стать буржуазией мелкой, индивидуалом, который "хорошо работает" (и в перспективе "хорошо получает"). Или же - быть по-прежнему частью огромного рабочего класса, быть представителем всех обычных трудящихся и говорить за них и о них, жить их представлениями о жизни и о будущем.

Последнее предполагалось в СССР, конечно - но по факту именно со Стругацкими так не было. Об этом тоже уже много писали, и не стоит повторяться: идеалом Стругацких были такие же, как они, интеллигенты-индивидуалы, "хорошо работающие", а масса существовала лишь как "масса", к ней следовало (вначале) проявлять сочувствие, учить-лечить (культ учителей и врачей), помогать, ужасаться тяжести труда и мерзости жизни - а затем это трансформировалось в презрение к массе. Сначала это были просто упоминания "рядовых необученных" ("Миллиард лет до конца света"), а затем, в конце - откровенные признания, что герой вообще не понимает, зачем нужны все эти, не особенно талантливые и не выдающиеся массы людей (в конце "Поиска предназначения").

Соответственно, сначала герои Стругацких - талантливые ученые - трудясь и достигая результатов в одиночку, интеллектуальным сложным трудом - получали особое вознаграждение лишь морального плана: удовольствие от труда, радость творчества, сознание своего морального превосходства. Затем, как справедливо заметил тот же Майсурян в другой статье, это переходит уже в ожидание особых материальных благ. И заканчивается признанием авторов, что потребительство, изображенное в "Хищных вещах века" - совершенно нормальное явление, мир, изображенный там - нормален, вероятен и "способен к развитию".

Почему же это произошло? Что такого отличало "шестидесятников" от коммунистов более ранней формации? А ничего их по сути не отличало: они были воспитаны советской эпохой, они были в общем-то прекрасными, искренними людьми. Ничего - кроме тайного доклада Хрущева на ХХ съезде. Из этого доклада и выросло упомянутое поколение. Доклад, конечно, был первой ласточкой - "разрешили", а затем пошел весь комплекс того, что теперь называют "антисталинизмом"; "Один день Ивана Денисовича", лагерные мемуары, реабилитация всех подряд без разбору, осуждение целой эпохи. Вот на этой среде и выросли "шестидесятники". Помните, в "Москва слезам не верит": "Время было такое! Вот были бы вы на нашем месте!" - "Уж мы бы не молчали!" (опять, кстати, столичная интеллигенция).



Это - питательная среда Стругацких. Кстати, в самых ранних вещах это еще даже не так. В "Стране багровых туч" героев отправляет на Венеру партийный секретарь и кому-то угрожают, что "в случае чего пойдете под суд".
Но в дальнейшем все это меняется. Люди волшебным образом все становятся хорошими и добрыми. Под суд никто не идет. Социализм - это розовые звездолеты, на которых герои отважно штурмуют чужие планеты, и плюшевые зайчики, которые им  рукоплещут. Какие там  могут быть межчеловеческие и тем более, классовые конфликты? Разве что на других планетах, где социализма еще нет. Ну или смешные конфликты с пижонами в "радужных плащиках".

Причем по-человечески все это очень понятно. Эти люди - интеллигенция - живут в светлом и чистом мире, творчески работают головой, познают новое, их окружают увлеченные яркие личности, максимум конфликта - с вредными бюрократами и бездельниками, маскирующимися под ученых. В общем, неопасными. В таких условиях вводить какие-то лагеря, суд и прочие некрасивые вещи - просто преступление! Как будто нельзя все решить между собой, как культурные люди - а над косными бюрократами просто посмеяться.
Но все остальные-то миллионы трудящихся еще не жили в том светлом и чистом мире. И как правильно замечают нынешние либералы, все эти ватники в массе своей ничего против того, что называют "сталинизмом", не имели. Поверьте, я встречала в том числе и много пожилых российских немцев, которые - казалось бы! - более других имели возможность обижаться на СССР. Но не обижаются. Потому что они ватники. Потому что они знают, какова жизнь на самом деле. Ну и ценят то, что в итоге всего - переехали в хорошие городские квартиры или построили дома, а их дети получили образование.
Именно так. Ну вот это такой факт: люди, которые вкалывают на ферме, на заводе, на шахте, на лесозаготовках - они вообще несколько по-другому относятся к жизни. Сам по себе тяжелый труд (который для интеллигента уже сам по себе - пытка; ужасом представляется сам тот факт, что придется выполнять работу, которую миллионы других людей и так делают изо дня в день) меняет отношение к происходящему. Опять же, жизнь в этой среде - не сахар, и зная, сколько вокруг бандитов, насильников, подлецов, рвачей, спекулянтов, жуликов - никто не будет возражать против того, чтобы государственная власть вела себя жестко по отношению ко всей этой кодле. Ошибки судебной системы? Это плохо, но и к этому в среде ватников относятся философски: жизнь вообще не справедлива и не хороша.
Важно, чтобы все менялось к лучшему. Чтобы постепенно снижались цены, становилось меньше бандитов и меньше гадости и подлости, строились дома, улучшались условия труда. Если это есть - вот и хорошо. А Высокие Принципы Гуманизма, слезинка ребенка... вы о чем вообще?

И вот антисталинизм - это такой шаг отрыва от этой вот массы "ватников". Мы как бы вообще ничего не хотим знать о реальной жизни и ее свинцовой мерзости. Но Принципы должны соблюдаться, и мы должны об этом со всей решительностью заявить! Притом поначалу антисталинисты как бы заботились о народе - мол, ну как же, ведь "раскулачили 20-30 миллионов крепких мужиков" (вранье, но какая разница?). Но чем дальше, тем больше эта забота переходит в переживания исключительно о судьбе интеллигенции. Ну а дальше - закономерный переход к "Граду Обреченному", к мерзости запустения и бессмыслице дальнейшего существования. "На пути к Великой Цели мы прозрели, мы прозрели" - а раз прозрели, стало быть, и никакого социализма быть не может, и мира Полдня - если быть последовательными - не будет никогда.

Чтобы проиллюстрировать то. о чем я говорю, напомню, к примеру, фильм "Девчата". Лесохозяйство. Работники каждый день валят лес на морозе. Живут в общежитиях, по 6 человек в комнате. Семейные пары имеют шанс через годик получить отдельное жилье.
И ничего, все счастливы, молодость, социалистическое соревнование, танцы, обниманцы, мечты о счастливом будущем. "Здесь дом дадут хороший нам и ситный без пайка". И таки эти мечты со временем сбываются.
Будет кто-то из этих людей возмущаться "ужасами сталинизма" - кого-то там закрыли, кто-то проворовался и попал под суд? Ну наверняка все они возмутились бы, если бы среди них был реальный случай посадки невиновного. Но вот "в общем и целом" вряд ли такая ситуация борьбы и жизненных сложностей их напрягает - у них и самих жизнь не легкая, родители у некоторых погибли на войне, другие сами воевали, да и изо дня в день они воюют с морозом и трудятся физически. Обеспечивая возвышенную интеллигенцию стройматериалами и дровами.



Вот этот фильм - действительно произведение людей, которые не оторвались от рабочего класса и живут его интересами.
А что произошло со Стругацкими? "Мы прозрели, мы прозрели"? Прозревать надо было раньше. Надо было видеть жизнь вокруг себя - и то, какая она еще, эта жизнь, и как много еще надо сделать, чтобы каждый рабочий стал таким, как Юра из "Стажеров". И не придет некий бог, который внезапно сделает так, чтобы "все полюбили знание и труд". А сначала надо изменять материальные условия жизни, чтобы хоть с жильем стало нормально, чтобы постепенно отменять товарное производство вообще; затем воспитывать детей, развивать демократию; а по ходу да, придется иметь спецслужбы, суды и милицию и бороться еще и с бандитизмом, и с национализмом, и с жуликами, и с воровством. И вот это и есть "сталинизм".

Таким образом, как раз на примере этого "зеркала" очень хорошо видно, как вирус антисталинизма в конце концов приводит к массированному распаду самого понятия социализм и злокачественному преобразованию в мелкобуржуазность, а затем - гибели всего организма.

Tags: Сталин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments