Однако, несмотря на преодоление послевоенной разрухи, на советскую экономику продолжало действовать аграрное перенаселение, бывшее бичом предреволюционной России: для обеспечения сельского хозяйства техникой, которая позволила бы сократить количество требующихся рабочих рук, нужна была индустриализация, для индустриализации - средства и привлеченные из деревни рабочие руки и т.д.
К тому же первые коллективные хозяйства, созданные в основном бедняками, были слабее по сравнению с кулаками и позволить покупку техники себе не могли, а продажа с/х техники сельской буржуазии и зажиточному крестьянству подорвала бы классовую базу Советской власти, сделав кулаков полными хозяевами деревни.
Недовольство крестьян, в свою очередь, вызывали "ножницы цен" - вызванное упадком промышленности в период ПМВ и Гражданской войны относительное превышение цен на промышленные товары по сравнению с ценами на продукты сельского хозяйства. При этом высокие цены вели к тому, что крестьяне отказывлись покупать промтовары, а следовательно - и продавать зерно, а продналога для городов не хватало (что породило кризисы закупок в 1925 и 1927 годах).
Частный же капитал, чувствуя нестабильность своего положения, вкладывался в первую очередь в торговлю (откуда его с самого начала НЭПа собирались выжить конкурентным способом с помощи государственной торговли и потребительской кооперации) и в спекуляции.
Для радикальных экономический изменений понадобились другие меры, и на рубеже 1920-30-х их применили...