На самом деле война началась намного раньше, и началась она как раз благодаря польским националистам, которое после поражения Германия и Австро-Венгрии в конце 1918 г. воссоздали не существовавшее более 100 лет польское государство - однако имеющих польское большинство населения территорий им было мало, целью стали границы 1772 г., до первого раздела Речи Посполитой.
Кроме того, эта история имела далеко идущие последствия не только для Польши, но и для Украины, и могла бы кое-чему научить и нынешних украинских националистов - если бы они были к обучению способны.
Требование же этих границ не имело ничего общего с правом польского народа на самоопределение - в запросы Пилсудского и компании входили не только территории с примерно равной долей поляков и украинцев или поляков и белорусов, но и земли, где они были меньшинством (доля польского населения в Подольской, Волынской и Минской губерниях была меньше 10 %, в Гродненской - около 10 %, при этом большая часть польского населения губернии была сосредоточена в двух западных уездах, Белостокском и Бельском, территория которых входит в состав Польши и сейчас).
С такими амбициями бороться новорожденному польскому государству пришлось практически со всеми соседями сразу, и поле для сражений было - власть Австрийской и Германской империй как над входившими в их состав территориями, так и над оккупированными по итогам Брестского мира, рухнула. Немедленно начали образовываться новые буржуазные государства, но разорвала условия Брестского мира и РСФСР.
В австро-венгерских землях с преимущественно украинским населением образовалась Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР), которая сразу же подверглась нападению со стороны Чехословакии (претендовавшей на Закарпатье и успешно получившей его), Румынии (так же успешно захватившей Северную Буковину) и Польши (претендовавшей на всё остальное). В украинских землях Российской империи пал установленный немецкими оккупантами марионеточный режим гетмана Скоропадского, и за территорию немедленно начали бороться красные, украинские националисты (воссоздавшие ликвидированную немцами Украинскую Народную Республику - УНР), русские белые и Польша.
В январе 1919 г. УНР и ЗУНР формально объединились (это событие на Украине сейчас празднуется как "день Соборности", хотя реально объединение Запада с остальной Украиной произошло 17 сентября 1939 г.), однако по сути объединение было формальным и две республики оставались разными государствами до полного захвата территории ЗУНР поляками летом 1919 г.
УНР во главе с Петлюрой оказалась между поляками, красными и белыми, с которыми во время их летнего наступления 1919 г. заключила кратковременный союз - однако после занятия Киева совместно деникинцами и петлюровцами белые выкинули "жовтоблакитников" из города на следующий же день,и они сохранили контроль только над небольшой территорией, зажатой между тремя враждебными им силами.
В Белоруссии местные националисты, под германской оккупацией создавшие не имевшую никакой реальной власти Белорусскую Народную Республику, оказались намного слабее, и к февралю 1919 г. красные установили контроль над большей частью белорусской территории и северо-востоком Литвы, выйдя к Вильно. Литовская Советская Республика была провозглашена в декабре 1918 г. (юго-запад Литвы при этом оказался под властью литовского буржуазного правительства), Белорусская ССР была провозглашена 1 января 1919 г. в Смоленске, уже через неделю ее правительство смогло переехать в Минск; в конце февраля республики объединись в Литовско-Белорусскую ССР - Литбел).
Именно у Вильно (где тогда поляков было заметно больше, чем литовцев), советские и польские войска и "встретились" впервые.
К лету 1919 г. Польша и "белая" Литва пошли в наступление - хотя противоречия между ними остались (и продолжились конфликтом за Вильно уже в 1922 г.), из северо-востока Литвы красных они выбили совместно (Литбел стал снова Белорусской ССР), а затем Польша захватила и значительную часть белорусских земель, включая и Минск.
В октябре 1919 г. между РСФСР (с союзными, но официально независимыми УССР и БССР) и Польшей было заключено перемирие, но продлилось оно недолго - несмотря на то, что польские претензии на украинские и белорусские земли не поддержала даже Антанта (в декабре 1919 г. предложившая в качестве восточной границы Польши знаменитую линию Керзона, примерно совпадающую с нынешней польско-белорусской и польско-украинской границами), в январе 1920 г. Польша возобновила наступление - захватив сначала остатки Латвийской ССР (буржуазной Латвии повезло - Двинск и окрестности передали ей, а не оставили себе, хотя польское меньшинство есть и в Латгалии), а затем перейдя в наступление в Белоруссии и на Украине.
Совершенно деморализованное руководство контролировавшей клочок земли между красными (к тому моенту разбившими белых на Украине) и поляками УНР в апреле 1920 г. заключило договор с Польшей - вдобавок к отказу от земель бывшей ЗУНР Петлюра признал за Польшей еще и Волынь, согласившись в качестве будущей польско-украинской границы на реку Збруч.
В мае 1920 г. Киев был захвачен формально объединенной армией Польши и УНР, но фактически украинские националисты играли роль придатка к оккупационной польской армии, не играя самостоятельной роли.
...и лишь затем последовала всем известная история: Красная армия пошла в наступление, освободила практически все белорусские и украинские земли и вступила на этнически польскую территорию, но в итоге потерпела под Варшавой в августе 1920 г. поражение, вновь отступив на восток от линии Керзона.
Результаты войны были закреплены Рижским мирным договором 1921 г., Западная Украина и Западная Белоруссия следующие два десятилетия просуществовали в составе польского государства.
Однако несмотря на не слишком удачный итог войны для советскиз республик, главными проигравшими оказались украинские националисты - граница между Польшей и УССР прошла как раз там, где поляки обещали границу между Польшей и УНР.
На тех территориях, которые Петлюра согласился признать частью Польши, несмотря на преобладание украинского населения и предыдущие обещания поляков, был установлен репрессивный ассимиляторский режим (в противовес советской "коренизации"), и на этом история старого, буржуазно-демократического, украинского национализма практически закончилась. Часть деятелей УНР признала УССР и впоследствии вернулась туда, другая - стремительно пошла к фашизму.
Но это - уже другая история.