Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Categories:

Субботний ликбез-30: религиозная политика и свобода совести в СССР

Итак, говоря о противостоянии Советского государства и религиозных организаций, надо отметить, что этот конфликт был прежде всего политическим - хотя мировоззрение большевиков было, естественно, атеистическим, изначально вступать в какое-либо противостояние с церковью, кроме идейного, они не собирались.

В дореволюционных работах Ленина и программных текстах большевиков содержалось требование полного отделения церкви от государства (таким образом, чтобы государство в вопрос вероисповедания своих граждан никоим образом не лезло) и школы от церкви, однако партии (как свободному объединению единомышленников) предписывалось распространять материалистическое мировоззрение - но это требование было весьма широким, до революции не только требований быть атеистом для вступления в РСДРП/РСДРП(б) не было, но даже служителей культа Ленин готов был, при определенных условиях, видеть членами партии.

Однако после революции противостояние с новой властью начала сама православная церковь (потребовавшая сохранения клерикального характера государства вплоть до обязательного занятия православным постов главы правительства и министра образования) и другие основные конфессии (от католической церкви, поддержавшей интервентов, до мулл, поддерживавших басмачей).

Таким образом, и Советская власть стала бороться не только с религией как мировоззрением, но и с религиозными организациями как с политическими (а не только мировоззренческими) противниками.

В том числе благодаря этому служители культа всех конфессий стали одной из лишенных избирательного права групп и одной из главных мишеней для репрессий - однако уже в 1936 г. статус "лишенца" был упразднен и они получили полные формальные гражданские права.

Восстановление организационной структуры РПЦ (ставшее возможным благодаря освобождению ряда ранее репрессированных епископов) было связано с послаблениями военных времен, которые коснулись не только православных - в 1944 г., объединившись, создали свою всесоюзную структуру евангелисты и баптисты, расширилась деятельность старообрядцев и т.д.

Единственным актом прямой помощи РПЦ со стороны государства в те годы стало давление, оказанное на украинских греко-католиков с целью разрыва унии и перехода УГКЦ в православие - однако связано было это опять же с ярой националистической политической позицией руководства и значительной части клира УГКЦ; вместе с тем, идея разрыва с Римом была далеко не нова среди самих греко-католиков.

Остались незарегистрированными и преследуемыми Советской властью религиозные группы, прямо призывавшие власти противостоять (вроде иеговистов).

Говорящие же о "преследованиях за веру" в послевоенные годы, когда открытое политическое противостояние было закончено, либо путают преследования за религиозную позицию с преследованиями за (пусть и религиозно мотивированную) политическую позицию, либо смешивают государство с крайне влиятельными и срастившимися с государством, но по своему статусу общественными организациями - если по законам государства никаких юридических последствий исполнение религиозных обрядов, вступление в ту или иную конфессию и выход из нее последствий не имели (сравним этом с дореволюционной Россией!), то партия, комсомол и пионерская организация от своих членов требовали атеистического мировоззрения.

И потому в основном такие обвинения исходят от людей, честность которых, мягко скажем, вызывает вопросы - с одной стороны, что могут сказать коммунисты о людях, которые становились членами партии для карьеры, не разделяя ее ценностей, с другой стороны, что могут сказать верующие о людях, которые скрывали свое вероисповедание, чтобы ради своей выгоды стать членами атеистической организации?!

IMG_5211
Патриарх Московский и всея Руси Алексий голосует на выборах в Верховный Совет РСФСР (участок №48 Фрунзенского района) в феврале 1947 г.

IMG_5212
Патриарх Московский и всея Руси Алексий и архимандрит Иоанн получают избирательные бюллетени на выборах в Верховный Совет СССР (участок №20 Фрунзенского района) 10 феврале 1946 г.

Tags: СССР, ликбез по субботам, религия
Subscribe

  • 6 марта 1921 г.

    6 марта 1921 г. для восстановления международных научных связей в заграничную командировку (в Германию, затем в Англию) был направлен академик…

  • 5 марта 1921 г.

    5 марта 1921 г. для борьбы с Кронштадтским мятежом была образована 7-я армия РККА, командующим которой был назначен М.Н.Тухачевский.

  • 4 марта 1921 г.

    4 марта 1921 г. красные заняли Сухум, в Абхазии была установлена Советская власть. В тот же день был заключен договор об экономическом и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • 6 марта 1921 г.

    6 марта 1921 г. для восстановления международных научных связей в заграничную командировку (в Германию, затем в Англию) был направлен академик…

  • 5 марта 1921 г.

    5 марта 1921 г. для борьбы с Кронштадтским мятежом была образована 7-я армия РККА, командующим которой был назначен М.Н.Тухачевский.

  • 4 марта 1921 г.

    4 марта 1921 г. красные заняли Сухум, в Абхазии была установлена Советская власть. В тот же день был заключен договор об экономическом и…