Питомцы санкт-петербургского учительского воспитательного дома по окончании ими курса в учительской семинарии попадают в положение, которое можно смело приравнять к положению подневольного батрака в сельском хозяйстве. И это невзирая на то, что субъекты этого положения принадлежат к представителям вполне интеллигентного труда (учителя школ воспитательного дома). Только труд-то является в данном случае как бы наказанием, наложенным на этих лиц в совершении каких-нибудь преступлений.
В самом деле. Пройдя четырехлетний курс учения в учительской семинарии ведомства воспитательного дома, сказанные питомцы до начала своих педагогических занятий в школах того же ведомства в течение четырех месяцев получают на содержание 5 рублей в месяц, по поступлению же в должность - 8 рублей и 50 рублей на обмундирование. На эти средства должен жить учитель в течение шести лет, по прошествии которых после повторных испытаний жалованье может увеличиться до 15 и 20 рублей.
Это, так сказать, идеал, к которому он дожен стремиться. Помещается учитель обычно у кого-нибудь из крестьян на хлебах или в каком-нибудь из углов школы.
"Русские ведомости", 1889 г., августа 22-го, вторник