1) Армия Испании к 1936 г. имела заслуженную репутацию хреновенькой, к участию к войне с развитыми странами была и близко не готова и годна была только гонять только-только вышедшие из родоплеменного строя племена в Африке ... или свой собственный народ.
2) Исходя из этого, находившиеся у власти в 1931-33 и с начала 1936 г. леволибералы (военным министром в "первое двухлетие" был сам премьер Асанья) и эсдеки, не стремившиеся ни к активной колониальной политике, ни к использованию армии в социальных разборках, пытались преобразовать армию, так чтобы получить хотя бы относительную боеспособность при меньших затратах.
3) При этом оказалось, что офицерский состав в большинстве своем как раз желает не менять ничего, что и сблизило его с ультраправыми, представлявшими интересы помещиков и самых патриархальных кругов буржуазии - тем как раз нужна была полицейская сила в борьбе с рабочими и бедным крестьянством (а ультраправые, которым нужна была именно репрессивная сила, пели офицерству приятные песни о "моральном примере", "патриотическом стержне общества" и т.д.).
4) Марокко оказалось для НФ чем-то вроде чемодана без ручки - тамошняя армия (и "замиренные" туземцы) была ему неприкрыто враждебна, но дать независимость было сложно как потому, что это вызвало бы очередной внутриполитический конфликт, так и потому, что "западные демократии" (сиречь Англия с Францией), на которой во внешней политике левоцентристы и ориентировались, посмотрели бы на этот "дурной пример" крайне враждебно.
5) В итоге получилась классическая иллюстрация к изречению "народ, порабощающий чужие народы, кует свои собственные цепи" - на стороне республики оказалось большинство гвардейцев (28 600 против 23 900) и почти половина солдат (21 600 против 23 600), но у мятежников было еще и 30 000 марокканцев (притом, что большинство солдат тоже за счёт Марокко).
6) Тем не менее, расклад был отнюдь не катастрофическим - у республики остались людские и промышленные ресурсы крупнейших центров (Мадрида, Барселоны - уже тогда имевших по миллиону населения - и Валенсии), рабочие которых взяли в руки оружие непосредственно в ходе подавления мятежа.
7) Так что, помимо предательства Англии и Франции, устроивших весьма своеобразное "невмешательство" при прямом вмешательстве фашистских стран, республиканцы обязаны поражением и бардаку, у них творившемуся. Привет анархистам, которые анархистскую милицию 1936 г. считают образцом социалистического военного строительства, да.
PS Если кто-то живущий/бывающий в Москве хочет почитать, то могу предоставить.