Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Categories:

Путь эсдека

(все цитаты из: Л.С. Окунева. Бразилия: особенности демократического проекта. Cтраницы новейшей истории латиноамериканского гиганта. (1960-е гг. - 2006 г.) М.: МГИМО-Университет, 2008 г.)

В молодости [президент Бразилии в 1995-2002 гг.] Кардозу какое-то время симпатизировал компартии [видимо, БКП еще до раскола 1961 г. - О.С.] (...) Он становится одним из организаторов (...) семинара по "чтению "Капитала" (...) Включившись в дискуссии, Кардозу вскоре отбросил вульгаризированные схемы марксизма, пропагандировавшиеся в лоне компартии, но отнюдь не отказался от занятий самим марксизмом. (стр. 53)


Начало типичное, не правда ли? Посмотрим, к чему оно привело его в дальнейшем (автор книги сама придерживается взглядов правосоциалистических, если не либеральных - однако фактология говорит сама за себя).

Исследовательсткая деятельность Центра [Бразильского центра анализа и планирования - СЕБРАП] в 1970-е гг. заключалась в анализе различных марксистских и неомарксистских течений, в разработке концепций, призванных открыть и обосновать пути выхода из глубокого структурного кризиса. Большинство членов Бразильского центра анализа и планирования, как и сам Кардозу, провозгласили сбя марксистами, а журнал "Эстудус СЕБРАП" начал публиковать статьи марксистской направленности
(...)
В то же время особенностьью интеллектуальных баталий Центра во главе с Кардозу явилось четкое противостояние догматическому, "ортодоксальному" марксизму. Кардозу отвергал "вульгарный экономизм", критически высказывался в отношении "реального социализма". (кавычки в тексте - О.С.) Свое отношение к этим проблемам он проявил уже самим фактом публикации в журнале "Эстудус СЕБРАП" статьи Леонсиу Мартинса Родригеса (в будущем, как показано в книге, ярого антикоммуниста - О.С.) и Оттавино ди Фьоре о роли Ленина в формировании советской бюрократии. (стр. 53-54)


В чем именно проявлялась "неортодоксальность" этого "марксизма", тоже написано:

Большое влдияние на формирование их [участников упомянутого семинара] оказало кейнсианство. (прим. на стр. 53)


А тут puffinus должен узнать себя:

В отличие от Ф.Фернандеса (выступавшего за социалистическую революцию и считавшего невозможным развитие буржуазной демократии в Бразилии - О.С.) Кардозу проводил идею о том, что демократизация возможна без революции. Сам процесс демократизации он рассматривал не как некое исходящее сверху "разрешение" партиям и другим организациям "включиться" в гражданское общество, а как создание "климата свободы и уважения", который позволил бы восстановить активность этого общества, дав возможность профессиональным ассоциациям, профсоюзам, студенческим организациям, церкви, лицам наемного труда в целом открыто излагаит свои проблемы, предлагать решения, участвовать в конструктивном поиске выхода из кризиса. Это и будет та "демократическая и эгалитарная альтернатива", которая позволит "Возобновить активность гражданского общества". (...) Только широокая демократия, писал он, обеспечит достижение "гармонического общества", для чего необходимо взамен партий создать ассоциации, "которые были бы истинными выразителями интересов трудящихся". (стр. 48-49).


Разумеется, человек таких взглядов и в теории классообразованиям был "марксистом" весьма своеобразным:

Он обращается к разработке концепции о Бразилии как о "массовом обществе" - в противовес тезису о жестком делении на строго очерченные классы. (стр. 54)

Кардозу считал, что к Латинской Америке неприменимо и классическое марксистское понимание "класса", так как в странах континента не сложились те классы, которые сформировались в Западной Европе, в частности, в Англии, что и дало Марксу материал для обоснования его теории классов. Кардозу критиковал ортодоксальную марксистскую методологию (под которой он понимал в том числе и современных ему толкователей Маркса в лице компартий), которая, как он писал, уподобляла функционирование различных классов "шахматной игре, в которой могут выиграть лишь черные", т.е. пролетариат. (стр. 55)


А вот как он проявил себя как практический политик много лет спустя:

Реальные же шансы занять кресло президента были у Ф.Э.Кардозу, позицию которого в тот период точнее было бы охарактеризовать как левоцентристскую (прим.: Сам Кардозу говорил об это так: "Напрасно меня причисляют к правым (так как в поддерживавшую его коалицию входила и правая партия ПФЛ - Л.О.). Я принедлежу к левым, но не к устаревшим левым утопистам..., а к современным, жизнеспособным левым" (...)). Лидер ПСДБ [Партии бразильской социал-демократии], он выступил в качестве кандидата от предвыобрного блока ПСДБ, Партии либерального фронта (ПФЛ), Бразильской трабальистской партии (ПТБ) и Бразильской прогрессивной партии (ППБ) (все партии, кроме ПСДБ - откровенно правые - О.С.) (стр. 479-480)


И, наконец, после избрания президентом:

Другое направление экономической политики Кардозу было связано с принятием в 1995 г. поправок к конституции, упразднявших государственную монополию на разведку и добычу энергоносителей, а также в сфере телекоммуникаций. (...) Принятие конституционных поправок являлось отнюдь не рядовым решением президента. Оно было связано с одной из его кардинальных теоретических посылок - о роли государства в эпоху глобализации. Это решение вытекало, таким образом, из его общей философии трансформации и переосмысления роли государства, предусматривавшей уход государства из экономики (с сохранением лишь регулирующей функции) и его превращение в "игрока" на "социальном поле". (стр. 512-513)


И, так сказать, вишенка на торте - отношения бывшего "марксиста" с рабочими:

В мае 1995 г. под руководством КУТ [Единого профцентра трудящихся] разгорелась крупная забастовка нефтяников, к которым присоединились трудящиеся электро-энергетического комплекса, требовавшие как увеличения зарплаты и улучшения условий труда, так и отмены тех поправок к конституции, которые открывали дорогу широкомасштабной приватизации. Забастовка разрасталась, вскоре в ней примкнули служащие аэропортов. В половине первой мая в целом бастовало 350 тыс. человек. это был серьезный вызов правительству.

И тогда оно предприняло весьма неожиданный для его сторонников ход6 отвергнув переговоры, ввело на нефтеперрабатывающие предприятия войска; репрессивные меры заставили забастовщиков вернуться на свои рабочие места. Подобное поведение администрации породило в обществе бурю политических эмоций. "Что же заставило правительство действовать именно так?" - спрашивал известный ученый-экономист П.Зингер. Этим же вопросом задавались и другие представители интеллектуальных кругов: "Правительство, называющее себя социал-демократическим, решилось преподать урок" трудящимся и синдикалистам. В СМИ появились сравнения Кардозу с "железной леди" М. Тэтчер. (стр. 522-523)


Если бы я был художников, я нарисовал бы нравоучительную картину "Путь эсдека: от первого сомнения в ЕВУ до неолиберализма", наподобие вот этой: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a2/The_Drunkard's_Progress_-_Color.jpg
Tags: социал-демократы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments