Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Category:

Таких людей нельзя забывать

Первый командир 65-го отдельного вертолетного полка Милан Настасич - человек поистине легендарный. Его судьба могла бы лечь в основу невероятного фильма, сюжет которого - соединение романтики, приключений, воинской доблести и личного мужества, а прежде всего - истинного патриотизма и верности своим жизненным идеалам. Наверно, самое точное определение всему этому - героизм.
Он был студентом, когда родную Югославию охватило пламя войны. За короткие десять дней, пока некоторые подразделения национальной армии и добровольцы пытались противостоять фашистам, успел получить боевое крещение в реальном бою. После капитуляции страны, с апреля сорок первого, Настасич, будучи членом Союза коммунистической молодежи Югославии, становится активным подпольщиком. Занимается распространением листовок, сбором оружия, однако его настоящее амплуа - разведка и смелые диверсии. 6 июня 1943 года Милан приходит в партизанский отряд. Участвует во многих боях, в том числе во взятии городов. Личная отвага парня вызывает большое уважение среди боевых друзей. В конце ноября сорок третьего по решению штаба Народно-освободительной Армии его переправляют в Италию. Здесь с помощью западных союзников началось создание танковых и военно-воздушных подразделений для югославской армии. Вскоре судьба забросила Настасича в Северную Африку - именно там, в конце концов, были сформированы истребительные и штурмовые эскадрильи, которые участвовали в боевых действиях в финале Второй мировой войны. В сентябре 1944 г. Верховный штаб югославской Народно-освободительной Армии направил Милана Настасича в СССР. Настасич стремился стать не просто боевым летчиком, а умелым, сильным пилотом, поэтому без труда стал курсантом Энгельского авиационного училища им.М.Расковой. После его успешного окончания он возвращается в Югославию и служит в военной авиации. Мечты сбылись. Милан Георгиевич Настасич стал блестящим летчиком, в совершенстве освоившим пикирующий бомбардировщик Пе-2. В нем жил неистовый дух Чкалова, смелость на грани авантюризма сочеталась с точным холодным расчетом и оточенным мастерством. По отзывам коллег, если другие летали как могли, Настасич всегда летал как хотел - не боясь самых трудных условий. В 1948 году, когда Югославия разорвала связи с СССР и другими странами соцлагеря, ему пришлось сделать тяжкий выбор между жизненными убеждениями и военной карьерой. Настасич полагал, что новый политический курс руководства Югославии ошибочен и предает национальные интересы югославского народа.
Не дожидаясь закономерной «чистки» в армии (а своих взглядов он никогда не скрывал), и не находя иной возможности повлиять на судьбу, Милан Настасич решается на беспрецедентный шаг: Поднимает в воздух боевой Пе-2 югославских ВВС и направляет его на восток.
http://vertoletciki.forumbb.ru/viewtopic.php?id=144
Tags: Югославия
Subscribe

  • 30 декабря 1922 г.

    30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов принял декларацию и договор о создании СССР, в состав которого изначально вошли Российская и…

  • 29 декабря 1922 г.

    29 декабря 1922 г. в Андреевском зале Кремлевского дворца состоялась конференция полномочных делегаций РСФСР, УССР, ЗСФСР и БССР. На конференции…

  • 28 декабря 1922 г.

    28 декабря 1922 г. состоялась первая в независимой Эстонии перепись населения. Крупнейшим национальным меньшинством республики (тогда включавшей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments