Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Category:

"Новые левые" как они есть

Основные идеи Хоркхаймера в пересказе Жижека (также далеко не ортодокса):

Перед лицом исторических событий, таких как триумф национал- социализма, победа сталинизма и увеличение государственного контроля на Западе, Макс Хоркхаймер пришел к выводу в 1930-е годы, что то, что ранее характеризовало капитализм - рынок и частная собственность - более не являлось его основными организующими принципами././Хоркхаймер утверждал, что структурное противоречие капитализма было преодолено; общество было теперь напрямую организовывалось трудом. Что еще не означало вовсе эмансипацию, но это развитие привело к еще большей степени несвободы в форме новой технократической формы власти. Это, однако, указывало на то, что согласно Хоркхаймеру, труд (который он продолжал осмыслять в традиционных, трансисторических рамках) нельзя рассматривать как основу эмансипации, а скорее следует воспринимать как источник технократической власти. Капиталистическое общество, согласно его анализу, более не обладало структурным противоречием
http://aleksandr-kommari.narod.ru/zhizhek_razmyshlenija.htm


Иными словами, он сдал в багаж марксистское учение о классовой борьбе, о примате базиса над надстройкой и о пролетариате как о революционном классе капиталистического общества (а заодно обелил капитал, сняв с него ответственность за эксплуатацию и за фашизм).
Эксплуатация как не капиталистическая, а "технократическая" - о таких "левых" идеях буржуа могли только мечтать (чем это отличается от вульгарных политэкономов XIX века - которые, в отличие от современных последователей, существование эксплуатации не отрицали, но считали необходимой для "индустрии" или "общества" вообще?).

В том же духе рассуждали и другие новые левые (см. мой разбор Маркузе: http://iwia.livejournal.com/tag/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%83%D0%B7%D0%B5), не исключая и Тарасова (который "нововведения" новых левых попытался вписать в терминологию марксизма, но получилось это у него плохо - с марксистской точки зрения бесклассовое эксплуататорское общество и государство есть нонсенс).

То же кредо излагают и современные последователи этого течения:

1. Что из теоретического наследия марксизма ушло в прошлое, а что сохраняет актуальность?

Суть мысли Маркса, по моему мнению, остаётся актуальной: его философия праксиса, материалистический диалектический метод, критический анализ капитализма – в особенности товарного фетишизма – как бесчеловечной и отчуждённой системы, его понимание истории как борьбы классов и проект революционного преобразования мира – коммунизм.

Отошли в прошлое уступки позитивизму и идеологии прогресса, малокритичное видение развития производительных сил, иллюзия неизбежного движения истории – «с необходимостью естественных законов» – к социализму. http://vpered.org.ru/print.php?id=531&category=


Коммунизм не как закономерный результат развития капитализма, а как "проект"! Товарный фетишизм (всего лишь одна из идеологических иллюзий капиталистического общества - о стоимости товаров как их собственном свойстве, а не как о результате общественных отношений) как главная составляющая капиталистической системы!

А то, что троцкисты из "Вперед" это интервью перепечатали без критических примечаний - говорит о том, насколько оправданы их собственные претензии как на ортодоксию (в отличие от них, сами "новые левые" свои противоречия с марксизмом излагать не стеснялись).
Tags: марксизм, новые левые, ревизионизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments