Перл на перле:
1) Адама Смита на создание ТТС вдохновила, оказывается, немецкая классическая философия (Юм, услышав, что он стал немцем. перевернулся в гробу);
2) опровергается ТТС существованием заменяющих рабочих машин (и неведомо Бажанову было, что внедрение машин удешевляло производившиеся с их помощью товары?) и существованием "цены алмаза, найденного без всякого труда на берегу моря" (притом, что ниже Бажанов всё же обнаружил знание о том, что "Смит поправился: стоимость определяется не простым трудом, а средним общественно необходимым трудом" - но связать цену "найденного без труда" алмаза со стоимостью среднего алмаза, добытого с большими затратами труда, для него оказалось непосильной задачей);
3) согласно Рикардо и Марксу (в пересказе Бажанова) "только движения рук рабочего создают ценности, полезные вещи, товары и двигают экономику" (видный критик марксизма, видимо, не прочитал даже первую главу "Капитала" - уже там провозглашается, что стоимость создает абстрактный человеческий труд). После этого пассажа следуют мудовые рыдания о "работе ученого, работе изобретателя, работе инженера-техника, работе организатора предприятия", полезность которой Маркс якобы отрицал. Жаль, что не сказано, какую "работу" совершают рантье.
4) "Какая все это жалкая чепуха. Как все опрокинуто вверх ногами в этом вздоре, который претендует на научность. А между тем марксизм оказался фактором огромной силы в жизни нашего общества. Тут опять надо вспомнить гениальные формулы Лебона: "Разум создает познание, чувства движут историю". Марксистская теория, ничтожная для понимания экономической жизни, оказалась динамитом в эмоциональном отношении. Сказать всем бедным и обездоленным: вы бедны, вы нищи и вы несчастны потому, что вас обокрал и продолжает обкрадывать богатый, это - зажечь мировой пожар, возбудить такую зависть и такую ненависть, какую не залить и морем крови". Поциент начал противоречить самому себе - выше он писал, что "вместо предсказанного жестокого обнищания пролетариата происходит постоянный и невиданный прежде подъем жизни трудящихся масс" (откудаже тогда взялись нищие, обездоленные и несчастные?)
И кто-то ведь это читал и воспринимал всерьез...