Но об идеологии я напишу отдельно - здесь же поговорю именно о психологии таких людей - какими мне пришлось их наблюдать, а повидал я их, увы, немало.
Основной признак диссидента - глубокая неудовлетворенность жизнью, которая списывается на какие-то внешние причины, в первую очередь - на окружающих. Настоящий диссидент - мизантроп, и дело не в том, что он видит недостатки людей лучше других и пытается с этими недостатками бороться (или их учитывать в своих действиях), а в том, что он "ненавидит грешника, а не грех" и искренне считает окружающих недостойными жить уродами (слово "урод" - ключевое в его лексиконе), и эти представления он с легкостью переносит на человечество в целом. При этом его недовольство жизнью и людьми заставляет его искать опору в виде образов, соответственно, "правильной жизни" (именно поэтому, фанатизм очень ему свойственен - часто в виде поклонения чему-то, что он не наблюдал или вообще чего-то несуществющего - так как любая реальность вызвала его отторжение из-за отрицательных сторон, а отрицательных сторон "прекрасного далека" или утопии он не видел) и "правильного человека" (у моего отца, например, такими пунктами помешательства являются дисциплина и целеустремленность - при этом он не замечает, что не менее важно, К ЧЕМУ человек стремится). Сам он старается быть "правильным" - и его очень удивляет, почему он, святее Папы римского в своих представлениях, не достигает своих целей, что озлобляет его еще больше, и круг замыкается.
И его неудовлетворение с настоящего обращается на прошлое - в котором, по его мнению, причина всех бед. Прошлое - главный враг диссидента, он с ним воюет всю жизнь - будь то анализ чужих ошибок или отношение к истории (один такой деятель даже переписал историю всего человечества). Борьбу с прошлым (с которым бороться нельзя - его надо знать, его нужно уважать и из него нужно делать выводы) он переносит в настоящее, искореняя в нем то, что связано с событиями, которые ему не нравились, и никакого будущего себе и окружающим построить не может - он ослеплен ненавистью. "Надо было сделать так" - значит все, что было сделано после этого "не так" и вследствии этого "не так", достойно разрушения, даже если это приведет к еще более худшим последствиям. Именно о последствиях он думает в последнюю очередь - ибо слишком недоволен он прошлым и настоящим.
Мизантропия и вражда с прошлым заставляют его уродовать жизнь, и он сеет вокруг себя ссоры и склоки. Вид этих склок и участие в них убеждают его в его представлениях о человеке, и он, видимо, через ощущение своей правоты в этой области самоутверждается - и еще более ищет ссоры, хотя утверждает, что это не так. Горе людям, рядом с которыми находятся диссиденты - а тем более тем, кто находится под их влиянием - их жизнь уродуется при соприкосновении, поскольку поведение диссидента заставляет окружающих принять один из вариантов поведения, заданных его действиями и словами, а все эти варианты ведут в тупик - трудно без ущерба для себя ответить на простейший, на первый взгляд, вопрос "Вы перестали пить коньяк по утрам?", а диссидент - мастер задавать куда более коварные вопросы. Каким-то глубоко скрытым органом он чувствует, что слово - и даже вопрос, без прямого утверждения - может иметь разрушительную силу, а разрушать - его страсть, без этого его мировоззрение не находит в действительности должной опоры. Одинокий, несчастный и озлобленный, он проходит по жизни, сея все те же одиночество, несчастье и озлобленность вокруг себя... Зачатки диссидентства, увы, скрыты во многих людях, мне, например, приходилось их подавлять в себе - склонность к фанатизму в первую очередь. Дай вам Бог реже встречать диссидентов в жизни и дай вам Бог искоренить диссидентство в себе!