Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Categories:

Построение общества без религиозных предрассудков - опыт Народной Албании

Из книги "История Албанской партии труда. Институт марксизма-ленинизма при Албанской партии труда. Государственное издательство имени Наима Фрашери, Тирана, 1971 г." http://www.enverhoxha.ru/Archive_of_books/History_of_the_Party_of_Labor_of_Albania_rus.pdf

Движение против религии, религиозных предрассудков и отживших обычаев

Албанская партия труда всегда вела систематическую борьбу против религии, как реакционной идеологии, как опиума для народа.

Борьбу с религией, с религиозными предрассудками и отжившими обычаями, непосредственно или косвенно связанными с религией, партия рассматривала как средство, необходимое для социального освобождения трудящихся, для развития и укрепления социалистической экономики и культуры, для революционной идеологической закалки народных масс, для построения социалистического общества. С другой стороны, борьбу за ликвидацию социально-экономического угнетения и эксплуатации она рассматривала как первое необходимое условие для освобождения трудящихся от духовного порабощения религией. Поэтому борьбу с религией партия всегда связывала с борьбой против угнетения и эксплуатации, с борьбой за построение социалистического общества. В борьбе с религией и отсталыми обычаями она использовала правильные методы и формы, которые менялись в соответствии с историческими условиями и степенью распространения религиозных вероисповеданий в стране, в соответствии с этапами революции и уровнем социалистической сознательности трудящихся. В этой борьбе она неуклонно руководствовалась принципом свободы совести с тем, чтобы люди на собственном опыте могли убедиться в никчемности религии и ее вреде для социалистического общества. Решения и меры, принятые АПТ и правительством НРА в отношении религии и отживших обычаев, всегда выражали запросы подавляющего большинства народа, его интересы, интересы социализма.

Различные религии в Албании служили иноземным захватчикам и местным господствующим классам своего рода идеологическим оружием для раскола и порабощения народа. Поэтому вековая борьба, которую албанцы вели против чужеземного господства и иноземных угнетателей, всегда была направлена также и против их орудия — реакционного духовенства. Этим объясняется и тот факт, что албанский народ не был настолько тесно связан с религией и в такой мере фанатичен, чтобы духовенство могло оказывать на него то большое влияние, которое оказывало на народные массы во многих других странах. Это облегчало борьбу партии с религиозной идеологией и реакционным духовенством.

В годы Национально-освободительной борьбы партия дала отпор всем попыткам итальянских и немецких захватчиков и местных предателей разделить народ на мусульман и христиан. Она разоблачала и срывала все попытки высшего духовенства, особенно католического, оторвать народные массы от партии и Национально-освободительного фронта.

После освобождения провалились также попытки реакционного духовенства и других классовых врагов помешать социалистическому строительству страны, используя «слово господне». Эти попытки не нашли никакой поддержки у масс. Народ слушал и выполнял только слово партии.

Одновременно с провозглашением Народной Республики Конституция провозгласила отделение церкви от государства и школы от церкви, запретила использование церкви и религии в политических целях, а также создание политических организаций на религиозной основе. Законом была экспроприирована большая часть земель и другого имущества, принадлежавших религиозным учреждениям. Было запрещено издание религиозной литературы, ограничена, а позднее вовсе исключена возможность подготовки религиозных кадров. Тем не менее партия и правительство не преследовали вероисповедание, существование религиозных общин, выполнение религиозных обрядов и церемоний. Они не могли запретить те связанные с религией обычаи, которые, в сущности, хотя и были реакционными, не представляли собой непосредственного нарушения государственных законов. Партия не могла пренебрегать, особенно в деревне, чувствами определенной массы трудящихся, которая была тесно связана с партией и народной властью, но продолжала исповедовать ту или другую веру, хотя и не проявляла при этом излишнего фанатизма. Искоренение религиозного мировоззрения должно было быть достигнуто в результате идеологического убеждения масс.

Национально-освободительная борьба и строительство страны были сами по себе великой школой и для атеистического воспитания трудящихся. Они учили людей тому, что свободу и независимость, прогресс и изобилие не вымолишь молитвами, что они не посылаются «богом», а завоевываются борьбой и трудом самих людей, являются делом народных масс. Для того чтобы освободить людей от религиозных предрассудков и отживших обычаев, партия в то же время развернула широкую научно-атеистическую пропаганду с помощью лекций, бесед и читок, печати, радио, показа кинофильмов, но особенно с помощью школы, путем распространения культуры, просвещения и
научных знаний.

Все это создало условия для поднятия на более высокую ступень борьбы с религией, религиозными предрассудками и отсталыми обычаями. После V съезда и речи товарища Энвера Ходжа б февраля 1967 года эта борьба повелась широким фронтом и приняла характер большого движения глубоко идеологического содержания. В нее включились все слои населения, в том числе и люди пожилого возраста. Посредством конкретных мероприятий она была направлена не только против реакционного религиозного мировоззрения, но и против любой материальной основы, сохранявшей и питавшей религию и отжившие обычаи.

В городах и деревнях народные массы поднялись на ноги, требуя, чтобы были закрыты церкви, мечети, часовни и все «святые места»; чтобы духовенство перестало вести паразитическую жизнь и начало трудиться и жить, как все трудящиеся, своим трудом. На народных собраниях и сходках, организованных Демократическим фронтом и Союзом молодежи, на которых велись горячие дискуссии, народ осуждал антинациональную и антинародную роль религии, реакционного духовенства и религиозных обычаев, принимал решения о ликвидации очагов религии и превращении их в очаги культуры и т. д., об отказе от религиозных обрядов и отживших обычаев, об очистке домов от икон, религиозной литературы и других символов религии.

Эта народная инициатива нашла мощную поддержку со стороны партийных организаций и органов народной власти.

С ликвидацией очагов религии были устранены важнейшие базы, отравлявшие сознание людей и в то же время служившие притонами для враждебной деятельности.

Поддерживая всенародное движение против религии, религиозных предрассудков и отживших обычаев, партия внимательно руководила им. Она не допускала извращений и своевременно пресекала всякие опрометчивые действия, не опиравшиеся на волю массы населения. Она учила народ заменять религиозные праздники и другие, связанные с религией обычаи новыми праздниками и обычаями социалистического содержания. Массовые мероприятия по ликвидации
очагов религии сопровождались усиленной разъяснительной и научно-атеистической работой партии.

Центральный Комитет дал указание партийным организациям бороться с любым узким пониманием вопроса борьбы с религией, с любым проявлением самодовольства, вызванного блестящими результатами, достигнутыми за очень короткий срок в деле ликвидации очагов религии. Закрытие церквей и мечетей еще не означало ликвидацию религии как мировоззрения. Религия имеет очень глубокие корни. Она переплетена, связана тысячами нитей с отжившими обычаями, корни которых уходят в глубину веков и которые бытуют и действуют в течение довольно долгого периода времени. Религиозные обычаи и каноны наподобие канонов Лека Дукагина — этого свода средневековых обычаев и предписаний — неумолимо управляли албанским обществом. Их влияние и жестокость ощущались до последнего времени. Религиозная практика и отсталые обычаи вошли и в жизнь тех людей, которые не верят в бога и соблюдают их бессознательно, не понимая их содержания. Поэтому необходимо было вскрыть источник отживших обычаев, религиозной практики и догм, их реакционную, идеалистическую философскую основу и бороться за уничтожение этой основы.

«Мы должны быть реалистами, — учил товарищ Энвер Ходжа, — борьба с отжившими обычаями, традициями и нормами, с религиозным мировоззрением... еще не окончена. Это — долгая, сложная и трудная борьба. Поэтому наша воспитательная, разъяснительная работа должна вестись непрерывно с тем, чтобы закрепить и выполнить обязательства, принятые на народных собраниях и сходках, чтобы неуклонно продвигать вперед борьбу против всего чуждого и вредного для нашего дела, чтобы укоренить в людях наше новое, революционное, марксистско-ленинское мировоззрение, новые, социалистические нравы, обычаи и нормы». (Enver Hoxha, Raport mbi rolin dhe detyrat e Frontit Demokratik në luftën për fitoren e plotë të socializmit në Shqipëri, mbajtur në Kongresin IV të FDSH, 14 shtator 1967. Tiranë, 1967, f. 54.)

Чтобы довести до конца борьбу с религией, религиозными предрассудками и отжившими обычаями, Центральный Комитет партии рекомендовал как можно лучше использовать создавшуюся для этой борьбы благоприятную почву, неуклонно проводя линию масс, ведя дифференцированную работу в зависимости от разновидностей религий, от слоев населения, от районов, деревень, кварталов и даже семей.
Tags: Албания, антиклерикализм, идеология, религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment