Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Category:

Мразины в рясе

По описанию сюжета, фильм "Поп" - манифест чуть приукрашенной церковной власовщины.
Реальным же современным попам накал власовщины показался недостаточным:

Протоиерей Георгий Митрофанов: Что должен переживать священник, служивший в Латвии в довоенное время, когда туда пришли советские войска? Он уже должен был видеть аресты духовенства, массовые депортации, отдавать себе отчёт в том, что Церковь в Прибалтике ожидает та же самая участь, что и в России. Никаких особых восторгов у него быть не могло, и я очень сомневаюсь, что он бы побежал со святой водой за советским танком, который олицетворял для него вторжение богоборческой силы в страну, где он мирно осуществлял своё служение.

Не показано отношение Прибалтики к церковной ситуации, и поэтому непонятен даже эпизод разговора митрополита Сергия со священниками Кириллом Зайцем и Георгием Бенигсеном. Конечно, они были настроены очень антисоветски, и для них никакой проблемой быть не могло, сотрудничать с немцами или нет. Мы должны выполнять свою пастырскую миссию там, где для этого предоставляется возможность. Благодаря немцам нас здесь перестали репрессировать, благодаря немцам есть возможность вернуться туда, откуда мы родом, и восстанавливать церковную жизнь. В фильме этим священникам придается совершенно ложный идеологический настрой.

Что касается придуманного разговора митрополита Сергия и Ивана Фрайгаузена на улице Риги - конечно, перед нами Уилфрид Карлович Штрик-Штрикфельдт, прибалтийский немец, офицер Императорской армии, воевавший в Первую мировую войну на стороне русской армии. Что вдохновляло таких людей? Идея была следующая: в Германии свергается Гитлер (покушения на него происходили в 1943-м и в 1944-м годах), создаётся русское антикоммунистическое правительство в изгнании. Мир на Западе и война с красной армией для освобождения России; антифашистская Германия, антикоммунистическая Россия.

Главная неудача фильма в том, что мы почти не видим священника служащего. Он не проповедует, не миссионерствует, а часто лишь ретранслирует политические лозунги. А ведь Псковская миссия получила возможности, которых Русская Церковь никогда в советское время не имела: создавать церковно-приходские школы, преподавать закон Божий, выступать в газетах и на радио. В фильме не показаны ни миссионерская, ни катехизаторская деятельность священника.

В фильме, безусловно, присутствует, вероятно бессознательная идеологическая самоцензура режиссера, отдание им дани идеологическим стереотипам. Это проявляется в темах полицаев и партизан. Никакой художественной нагрузки они не несут. Это образы-символы, которые призваны соблюсти идеологический баланс. В Пскове всё время оккупации власть была в руках военной администрации, а она была достаточно положительно настроена к церковной жизни. Кто такие полицаи? В подавляющем большинстве это местные жители, которые защищают свои деревни от партизан и от бесчинств немцев. Здесь это полууголовные типы, которые относятся к священнику, как красноармейцы. Нравственно необъяснимо поведение отца Александра - отказаться отпевать полицаев, набранных из местных жителей, то есть из семей его прихожан, и при этом побежать исповедовать и защищать безбожников-партизан. В одном случае он поступает как недостойный священник, во имя идеологии не исполняющий пастырского долга, в другом - как идеологически ангажированный священник-политрук.

Священник Илья Соловьёв: Здесь не сказано о том, что инициатива создания Псковской миссии принадлежала именно рядовым людям. Храмы начинали восстанавливать не тогда, когда приезжал священник, а зачастую намного раньше. Экзарх Прибалтийских территорий митрополит Сергий (Воскресенский) был завален просьбами от различных приходских общин прислать им священников. И вот этот народ Божий, который фактически создал миссию, в кадрах почти не виден.

Главный герой приезжает в село. Сколько прихожан стоит в храме? Человек тридцать? Этого не может быть, потому что люди приходили со всех окрестных деревень, приписанных к этому храму, были толпы народа. И в какие дни? Пасха! Не могло быть в это время полупустого храма.

Далее, - в фильме показана радость по поводу избрания Патриарха Сергия! Кто там радовался? Духовенство этого региона (особенно после прихода к власти большевиков) никогда не было таким промосковским, каким оно изображено. Официальная позиция экзархата была такова: мы подчиняемся, потому что не хотим нарушать каноническую норму. А совсем недавно, уже в наши дни, вышла книжка отца Николая Трубецкого, который пишет, что когда приехал митрополит Сергий (Воскресенский), всё рижское духовенство считало его красным и не хотело обращаться к нему ни за чем, кроме самого необходимого.

Полное историческое несоответствие можно отметить и в отношении немецких властей к местному населению. Вся эта территория большую часть войны находилась в оккупации, и там было двойное отношение к Православной Церкви. Вначале прифронтовые власти открыто помогали строительству храмов, после чего из Берлина им было запрещено оказывать содействие. Тогда пришлось объяснить нацистским «мудрецам» в Берлине, что не стоит иметь в своем тылу население, готовое вставить нож в спину, что гораздо разумнее сделать его лояльным по отношению к немецким властям. В общем, немецкая политика в фильме не определена никак; более того, в некоторых моментах режиссер следует шаблону о зверствах немцев, но это не всегда было так, такая позиция не совсем точна.

Из-за чего в фильме возникает конфликт с местным офицером? Оказывается, поступает распоряжение поминать власти. Но прибалтийское духовенство молилось о властях с самого первого дня! Когда экзарха владыку Сергия его сослужители спросили: «Почему мы так поступаем?» - он ответил: «Мы молимся о победе над супостатом, пусть кто как хочет - так и понимает».
(...)

Самое страшное упущение в этом фильме в том, что не поставлен вопрос: что такое патриотизм в условиях этой войны? Поддержка тирана Сталина? Советской власти? Страны, в которой происходят такие бесчинства, как и в фашистской Германии, где истреблена интеллигенция, где людей превращают в быдло и хотят загнать в коммунистический рай? Это что,  Родина? Берёзка, маленький прудик, возле которого она растёт, - вот Родина, а не этот сатанинский режим.

Быть патриотом в те годы значило быть и против Сталина, и против Гитлера. И вот такая позиция была действительно патриотической. Если ты любишь свою Родину, ты никогда не будешь поддерживать Ирода, Пилата, этих убийц, руки которых были в крови. Владимир Хотиненко пытается доказать, что показанная в его фильме позиция главного героя патриотическая, но это не патриотическая позиция. Позиция, которую объективно занимает отец Александр, антироссийская, потому что подспудно он красный партизан.
www.taday.ru/text/357936.html

"Коммунисты" вроде Федосеева и даже некоторые коммунисты без кавычек считают, что за слова казнить нельзя.
Я же считаю, что за такое - смерти эти "святые отцы" достойны

Tags: 5 сентября неизбежно, hate speech, РПЦ, неовласовцы, попы
Subscribe

  • Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments