Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Category:

Ташкентский транспорт

1. Метро. Несмотря на то, что Ташкент был 4-м по населению городом в СССР, метро (из-за сейсмической опасности) там стали строить довольно поздно - первая очередь была только открыта в 1977 году - позже, чем в меньших по населению Баку, Тбилиси и Харькове. В последующие годы метро развивалось быстро и к 1991 году состояло из Чиланзарской линии (12 станций) и Узбекистанской (11 станций). На этом развитие надолго остановилось - только в 2001 году было открыто 6 станций третьей - Юнусабадской линии, а строительство 3 станций, которые должны были стать второй очередью линии, было заморожено, когда они откроются - неизвестно. Благодаря этому, метро не дотягивается до окраин и загружено довольно слабо (станции рассчитаны на 5-вагонные поезда, но ходят 4-вагонные, с интервалом около 6 (на двух старых) и 9 (на новой линии) минут - и давки вроде московской нет)
Почти все станции мелкого заложения, но строить метро начали, когда мода на одинаковые "сороконожки" уже прошла - и многие оформлены довольно красиво. Все станции - подземные, открытых участка во всем метро только три (два из них - мосты), хотя при редкой городской застройке, теплом климате и недостатке денег строительство наземного метро было бы логичным. Фотографий, увы, нет - фотографировать запрещено, а на каждой станции дежурят несколько милиционеров и как минимум один сотрудник СНБ (в форме). Вход - по жетонам, стоящим 400 сум (около 5 рублей).
Очень многие станции были переименованы, а советская символика - удалена довольно варварскими методами (кое-где остались бетонные проплешины неправильной формы). А вот на ближайшей к моему дому станции "Максима Горького" (ныне "Буюк Ипак Йўли" - "Великий шелковый путь"), несмотря на переименования, остались барельефы, изображающие Данко, вырывающего свое сердце. Названия станций на узбекском без официального русского перевода (на стенах станций "Узбекистанская" ("Ўзбекистон") и "Гафура Гуляма"("Ғофур Ғулом") остались надписи на двух языках - ибо выполнены массивными буквами, а название станций не менялось), объявления в вагонах тоже только по-узбекски - а указателди выхода в город, правила  и реклама на двух языках.
На жетонах (см. тут - фотография вверху) и некоторых входных дверях изображена довольно оригинальная буква "М", но вот у входа в метро помещена вполне стандартная:

(кое-где остались и старые неоновые буквы).
2. Трамвай. Трамвайная сеть, насчитывавшая в начале 90-х около 20 маршрутов, соединявших почти все районы города, за последние 20 лет была сокращена до нескольких маршрутов, преимущественно на главных улицах.
Вот эти столбы на Новомосковской (Оккургон) улице еще полтора года назад держали контактный провод трамвая:

 
К чести руководителей местного транспорта, при сокращении трамвайного парка были списаны старые трамваи (исчезли РВР, 71-605 и 71-608), теперь немалая часть трамваев - новые 71-619 из Усть-Катава:


Кроме них, пока осталось немало Татр, массово закупленных в середине 90-х:


В одном из трамваев на ручках размещена вот такая реклама (интересно, у этой фирмы лицензия на деятельность есть?)):

 Несмотря на обновление парка, бысрым ташкентский трамвай назвать все же нельзя - хотя и много лучше, чем троллейбус.

3. Троллейбус. Шайтан-арба в чистом виде - плетется обычно еле-еле. Почти все - одинаковые чешские (убитые ЗиУ-682 в последнее время исчезли):


Забавный образец сочетания двух языков и письменностей (маршрут №17 - Амурская улица - Северный вокзал):


Водитель (или кондуктор?) еще одного попавшегося троллейбуса явно имеет чуство юмора:

 
Число троллейбусных маршруов в последнее время тоже сократилось, хотя и не так сильно, как трамвайных.

3. Автобус - единственный вид транспорта, число маршрутов которого увеличивается (часть новых маршрутов заменила отменённые трамвайные). Еще недавно было много "отлично" подходящих к местной жаре ЛАЗов-"жопогрелок" (кто не знает- мотор автобуса ЛАЗ-695 доставляет кучу "приятных" тепловых ощущений сидящим на задних рядах), но теперь почти все автобусы - либо "Мерседесы" местной сборки (в этом году не фотографировал, вот прошлогодняя фотография: iwia.users.photofile.ru/photo/iwia/115231977/xlarge/122187357.jpg, либо местный аналог ПАЗ - собираемый в Узбекистане турецкий Otoyol (не фотографировал, вот образец из инета - правда, в Питере: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:UZotoyol_M23HD.jpg).

4. Железная дорога. На северо-запад от Ташкента идет железная дорога на Арысь (соединяющая его с Казахстаном и, далее, с Россией), на юго-запад - на Сырдарью (соединяющая его с городами Узбекистана и другими среднеазиатскими странами). Кроме того, есть два тупиковых пригородных направления - ангренское и чирчикское (оба упираются в горы). Вокзалов городе формально два, но южный, в связи с падением пассажиропотока, превратился в обычную станцию (главный, тем не менее, всё равно зовется "северным").
А вот однопутное чирчикское направление. Ходят там - довольно редко - грузовые поезда и пригородные пассажирские, с общими вагонами (на электрички денег не хватило?). Потому, что движения мало, по путям идут:


....и сидят на них:


Платформа "Феруза" (раньше называлась, как и прилегающий микрорайон, "Северо-восток") тоже выглядит сонно и расслаблено, нет даже расписания:


5. Автомобили. Основную массу составляют Дэу местной сборки. Nexia и Matiz и в России известны всем, так что не фотографировал, а вот выпускающийся там же микроавтобус Damas известен меньше. На фотографии - скорая помощь (как и все, с красным полумесяцем вместо креста), но используют их даже в качестве маршруток (при вместимости в 6 или 7 пассажиров и необходимости среднему ряду вылазить, чтобы пропустить сидящих в заднем):


Кроме того, в связи с общей бедностью населения, осталось немало старых машин. ПАЗ на фото - не маршрутный (таких не осталось), а развозящий сотрудников какой-то фирмы, остальное пояснений не требует:














 (обратите внимание на разные типы номеров - введенные в середине 90-х номера с голубым кодом региона с прошлого года заменяют на новые, при этом код Ташкента тоже изменился - 01 вместо 10 и 30). Кроме того, номера личных и коммерческих машины тоже отличаются (количеством букв и цифр на старых, их порядком на новых).
Кроме того, (увы, фотоаппарата в тот момент при мне не было), за время пребывания на улице я встретил едущий (!) дальний предок (ЕВПОЧЯ) нынешних Нексий - Москвич-400 с прицепом и выглядящим еще более древним, чем сама машина, дедом за рулем.
Продолжение (окрестности дома и характеризующие город мелочи) следует.


Tags: Ташкент, Узбекистан, фото
Subscribe

  • 25 октября 1921 г.

    25 октября 1921 г. нарком здравоохранения Н.А.Семашко ходатайствовал перед Лениным о скорейшем рассмотрении дела и возможном освобождении под…

  • 24 октября 1921 г.

    24 октября 1921 г. Ленин в ответ на записку наркома по иностранным делам Чичерина, который жаловался на вредящие международным отношениям…

  • 23 октября 1921 г.

    23 октября 1921 г. бывший генерал войск УНР Ю.О.Тютюнник провозгласил себя главнокомандующим и начал подготовку к вторжению на территорию УССР…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments