В национальной, корпоративной и субкультурно-политической мифологии обращает на себя внимание то, что легче всего она рождается из тезисов, которые не просто расходятся с наблюдаемой реальностью, а просто вопиющим образом ей противоречат. Именно такие идеи, словами Энгельса, вбиваются так, что возражение им является «не только преступлением, но и святотатством».
Более всего это заметно на примерах принадлежности территорий (тех, реалистичной возможности вернуть которых соответствующему государству нет никакой), а также ультимативных пожеланий национального, идейного и организационного единства (противники которых, в лучшем случае, злостные раскольники, а в худшем – враги народа и платные агенты иностранных разведок).
Действительно же: не построишь национальной идеи на тех очевидных фактах, что

О национальном единстве же более всего говорили на Украине 2014 года – при том, что ее политическая реальность представляла собой полную противоположность этому тезису.
В общем-то, так же и с партиями: и история РСДРП до 1917 года, и все 1920-е в РКП(б)/ВКП(б) – это история ожесточенной внутрипартийной борьбы, которой запрет фракций в 1921 году никак не отменил.
Столь же громко о неизменности позиций говорит ККЕ – партия, из 17 генсеков которой 12 были из нее исключены (к ним прибавляем также военных лидеров в обеих войнах: Велухиотиса и Вафиадиса). Не то, чтобы мне нравилось то, что вышло из отколов (правые отколы слились в нынешнюю СИРИЗА, главный из «левых» – это госкаповская НАР), но и оставшаяся партия в революционной ситуации середины 2010-х себя не проявила. Крупной партией ККЕ, впрочем, осталась, и отколов от нее не наблюдалось давно, но наблюдается ли какое-то политическое действие, кроме ритуальных? А уж попытки создать «интернационал-по-ККЕ» пока привели разве что к расколам во всех вовлеченных партиях, можно по списку открыть список партий, входящих в «Инициативу» и смотреть, где раскола не происходило (очевидно, в партиях, существующих лишь на бумаге, такие там тоже есть).
Разумеется, мои слова сейчас – это не призыв к «плюрализму» в стиле «широких левых», у которых расхождение позиций является самостоятельной ценностью. Но считать, что расхождения являются просто порождением злой воли «раскольников/оппортунистов/сектантов» – они лишь усугубляют проблему.
В общем-то, у многих «кондовоортодоксальных» партий ортодоксальность стала пониматься не как неизменность _метода_, а неизменность _позиции_ в меняющихся обстоятельствах (один член ККЕ – в данном случае не знаю, насколько это позиция его партии в целом – доказывал, что победа МАС в Боливии это буквально то же самое, что победа СИРИЗА в Греции).
Так же и по остальным вопросам: приняв мифологию своего движения/государства за истину, можно оказаться в очень неприятной ситуации, когда реальность с этой мифологией расходится.
А если ты был столь успешен, что убедил всех тебя окружающих (или тебя убедили окружающие), то выход из трудной ситуации становится не находим принципиально.
О том же, что бывает, когда коса нашла на камень и столкнулись две политические силы, опьяненные собственной пропагандой, мы еще поговорим.