На великом и могучем-63: 2022 год, экономические интересы и выборы в Бразилии (С.М.Паэс, Telesur)
2022 год: экономические интересы и выборы в Бразилии
Оригинал (Серхио Мартин Паэс, Телесур, 29 ноября 2021 г.)
Первые три года правления Жаира Болсонару не продемонстрировали экономических и социальных успехов – всё наоборот. Наряду с обвинениями в преступлениях против человечества из-за отрицания пандемии COVID-19, близкое военным правительство Жаира Болсонару добилось лишь экономической стагнации, ускорения инфляции и числа безработных, а также числа жителей страны, страдающих от отсутствия продовольственной безопасности. В этой тяжелой экономической и социальной ситуации, его политическое окружение продолжает управлять экономическими механизмами государства, что может помочь ему привлечь потенциальных союзников. Расклад этих экономических и политических интересов приведен в данной статье.
I. Болсонару и ядро его экономической и политической поддержки
В условиях макроэкономической стагнации и сильного ухудшения социальной обстановки, большинство опросов в августе, сентябре и октябре не дают более 22 % желающих проголосовать за Болсонару. За эти 3 года, с учетом среднего уровня повышения безработицы при пандемии, количество безработных и переставших искать работу увеличилось более чем вдвое с 11,6 миллионов в декабре 2018 г. до 23,9 миллионов в июле 2021 г. Таким образом, 21,4 % населения в трудоспособном возрасте являются незанятыми. Это породило угрозу голода для 59 % бразильских семей.
В противовес экономико-социальному кризису наблюдается восстановительный рост нормы прибыли 500 крупнейших предприятий, начавшийся в момент перехода к неолиберальной политике после парламентского переворота во главе с Темером [отстранения президента Дилмы Русеф в мае 2016 г. и ее импичмента в августе 2016 г., в результате чего президентом стал вице-президент Мишел Темер] и продолжившийся при министре экономике Гедесе [Паулу Гедес занимает пост министра с момента вступления в должность Болсонару в январе 2019 года]. Поэтому финансовый сектор является главным выгодополучателем последних лет, и он же задает тон выступлениям СМИ.
После реформы трудового законодательства, поставившей частные предприятия над законом, и пенсионной реформы [в 2019 году пенсионный возраст в Бразилии был повышен с 60 до 65 лет для мужчин и с 60 до 62 лет для женщин, также введена система частных пенсионных фондов], крупный бизнес Бразилии привлекает план приватизаций. Они рассчитывают на возможность присвоить национальное богатство, получив активы крупных государственных компаний: Бразильской компании почт и телеграфов, существующей 360 лет и владеющей недвижимостью в самых богатых кварталах по всей стране, Банка Бразилии [крупный коммерческий банк, 50 % акций которого принадлежат государству], четвертого по величине в Латинской Америке и десятой по величине в мире нефтяной компании Petrobras [принадлежит государству на 50 %]. С учета размера этих компаний, их приватизация будет происходить поэтапно и с привлечением иностранного капитала. Даже при распродаже по сознательно заниженным ценам потенциальный объем операций потребует участия глобальных финансовых организаций, что откроет возможности сделок «для всех и каждого» и без сомнения привлечет внимание участников глобального экономического конфликта между западным лагерем (во главе с США) и Китаем.
С учетом итогов трехлетнего его правления, в предвыборной борьбе Болсонару сможет рассчитывать на поддержку следующих сил:
- главных фигур евангелистских церквей и принадлежащих им крупных медиакомпаний (радио и телевидение, подобные RecordTV [группа телеканалов, принадлежащих Эдиру Маседу, главе неопятидесятнической Всемирной церкви «Царство Божие»]). К политико-идеологическому проекту «защиты [традиционной] семьи» прибавляется заинтересованность лидеров евангелистов в продвижении экономического проекта, в котором играющее центральную роль государство будет предоставлять концессии медиакомпаниям, расширяя рынок для их продукции (в частности, телесериалов);
- военнослужащих, а также полицейских сил штатов страны. Кроме военных, которым было предоставлено 6 тысяч должностей в федеральных органах власти с зарплатами более 3 тысяч долларов в месяц, также необходимо рассмотреть подчиненные отдельным штатам корпуса военной полиции, которые также получили ряд должностей (хотя меньше чем предполагалось). В этой борьбе за бюджетные средства Вооруженные силы оказались основным выгодополучателем от повышения расходов. Помимо этого, действующие военные добиваются изменений в статусе военнослужащего, которые позволят им добиваться участия в приватизации государственных предприятий;
- новых сельскохозяйственных фирм, связанных с освоением Центрально-западного региона страны с упором на скотоводство и выращивание сои. Эти компании, выросшие на фоне мирового бума продовольственной отрасли в 2000-е годы и государственной политики, поддерживавшей расширение сельскохозяйственных площадей в серраду [саванна внутренних районов Бразилии, не использовавшаяся в сельском хозяйстве до массового применения удобрений], контролируют часть Конгресса в коалиции с евангелистами и защитниками права на ношение оружия, известной как БББ («boi, bala e biblia» – «бык, пуля и библия»). В условиях резкого сокращения внутреннего рынка, агроиндустрия выиграла за счет экспорта с упором на поставки сои и мяса в Китай. Ее прибыли увеличились из-за обесценивания национальной валюты и нового мирового роста цен. Землевладельцы этой отрасли также являются главными выгодополучателями политики «охраны» (в действительности разграбления) окружающей среды в Амазонии и присвоения индейских земель: это «первоначальное накопление» не останавливается;
- банковский и финансовый сектор. Вероятно, эта группа занимает наиболее прагматичную неолиберальную позицию. Она не испытала бы трудностей с адаптацией к политике других кандидатов, которые бы также защищали сближение с международной финансовой системой и полностью сосредоточенную на борьбе с инфляцией макроэкономическую политику, а также защищали бы политику приватизацию, которая открыла бы возможности для всех сегментов финансового капитала, привлекающий местных и международных инвесторов.
II. Общественное недовольство, поддержка Лулы и так называемый «Третий путь»
В то время как правительство Болсонару отменило Bolsa Familia – крупнейшую в мире систему перераспределения доходов [система выплат малоимущим жителям Бразилии под условием вакцинации и отправки в школу детей], а расследования Конгресса выявили неэффективность правительственных мер по борьбе с пандемией, углубление экономического и социального кризиса усилило запрос на политические перемены.
С одной стороны, растет одобрение обществом кандидатуру Лулы да Силвы, ассоциирующегося с лучшими временами. Ряд опросов свидетельствует о том, что он должен победить во втором туре. В таком случае, экономическая задача будет заключаться в воссоздании политического проекта, который превзойдет ограничения времен прошлого правительства [коалиций Партии трудящихся как с левыми, так и с буржуазными партиями в 2003-2016 годах] и в какой-то степени будет должен привлечь отдельные слои бразильских предпринимателей, чтобы создать модель национального развития с социальной составляющей, наличие которой крайне важно. К текущему моменту, усилия были сосредоточены на привлечение как можно бо́льшего количества сил в коалицию.
Одновременно рост непопулярности Болсонару и позиция крупных традиционных (не связанных с евангелистами) медиакомпаний (Globo и т.д.) открывают возможность «третьего пути» [успеха кандидата, противостоящего как Болсонару, так и ПТ] на выборах. Дело не только в позиции отдельных партий и политиков, но и в стоящих за ними экономических интересах. Этот политический проект могут поддержать компании, поддерживающие неолиберальную политику и выступающие против перераспределения доходов, но одновременно заинтересованные в расширении внутреннего рынка. В их числе – крупные строительные компании, другие представители ориентированного на внутренний рынок промышленного капитала и традиционные медиакомпании. Из этого противоречия вытекает ожидание того, что будет согласована кандидатура консервативного политика, представляющего интересы этих сил.
Хотя почти треть избирателей пока не определилась, за кого голосовать, в настоящее время никто из кандидатов третьих сил не имеет поддержки 10 или более процентов избирателей: самыми популярными из них являются Сиру Гомес (9 %) из Демократической трабаильистской партии [социал-демократическая партия, занимающая позиции существенно правее ПТ] и Жуан Дория из Партии бразильской социал-демократии [вопреки названию, правоцентристская партия, проводившая неолиберальную политику в правление президента Ф.Э.Кардозу в 1995-2003 гг. и являвшаяся крупнейшей партией правой оппозиции в 2003-2016 гг. В 2016-2018 гг. входила в правительство Темера]. Поэтому судьба этих сил в случае поляризации на этих выборах и невозможности выдвижения их собственного кандидата вызывает вопросы. Так или иначе, игра только начинается [президентские выборы в Бразилии запланированы на октябрь 2022 года].

Оригинал (Серхио Мартин Паэс, Телесур, 29 ноября 2021 г.)
Первые три года правления Жаира Болсонару не продемонстрировали экономических и социальных успехов – всё наоборот. Наряду с обвинениями в преступлениях против человечества из-за отрицания пандемии COVID-19, близкое военным правительство Жаира Болсонару добилось лишь экономической стагнации, ускорения инфляции и числа безработных, а также числа жителей страны, страдающих от отсутствия продовольственной безопасности. В этой тяжелой экономической и социальной ситуации, его политическое окружение продолжает управлять экономическими механизмами государства, что может помочь ему привлечь потенциальных союзников. Расклад этих экономических и политических интересов приведен в данной статье.
I. Болсонару и ядро его экономической и политической поддержки
В условиях макроэкономической стагнации и сильного ухудшения социальной обстановки, большинство опросов в августе, сентябре и октябре не дают более 22 % желающих проголосовать за Болсонару. За эти 3 года, с учетом среднего уровня повышения безработицы при пандемии, количество безработных и переставших искать работу увеличилось более чем вдвое с 11,6 миллионов в декабре 2018 г. до 23,9 миллионов в июле 2021 г. Таким образом, 21,4 % населения в трудоспособном возрасте являются незанятыми. Это породило угрозу голода для 59 % бразильских семей.
В противовес экономико-социальному кризису наблюдается восстановительный рост нормы прибыли 500 крупнейших предприятий, начавшийся в момент перехода к неолиберальной политике после парламентского переворота во главе с Темером [отстранения президента Дилмы Русеф в мае 2016 г. и ее импичмента в августе 2016 г., в результате чего президентом стал вице-президент Мишел Темер] и продолжившийся при министре экономике Гедесе [Паулу Гедес занимает пост министра с момента вступления в должность Болсонару в январе 2019 года]. Поэтому финансовый сектор является главным выгодополучателем последних лет, и он же задает тон выступлениям СМИ.
После реформы трудового законодательства, поставившей частные предприятия над законом, и пенсионной реформы [в 2019 году пенсионный возраст в Бразилии был повышен с 60 до 65 лет для мужчин и с 60 до 62 лет для женщин, также введена система частных пенсионных фондов], крупный бизнес Бразилии привлекает план приватизаций. Они рассчитывают на возможность присвоить национальное богатство, получив активы крупных государственных компаний: Бразильской компании почт и телеграфов, существующей 360 лет и владеющей недвижимостью в самых богатых кварталах по всей стране, Банка Бразилии [крупный коммерческий банк, 50 % акций которого принадлежат государству], четвертого по величине в Латинской Америке и десятой по величине в мире нефтяной компании Petrobras [принадлежит государству на 50 %]. С учета размера этих компаний, их приватизация будет происходить поэтапно и с привлечением иностранного капитала. Даже при распродаже по сознательно заниженным ценам потенциальный объем операций потребует участия глобальных финансовых организаций, что откроет возможности сделок «для всех и каждого» и без сомнения привлечет внимание участников глобального экономического конфликта между западным лагерем (во главе с США) и Китаем.
С учетом итогов трехлетнего его правления, в предвыборной борьбе Болсонару сможет рассчитывать на поддержку следующих сил:
- главных фигур евангелистских церквей и принадлежащих им крупных медиакомпаний (радио и телевидение, подобные RecordTV [группа телеканалов, принадлежащих Эдиру Маседу, главе неопятидесятнической Всемирной церкви «Царство Божие»]). К политико-идеологическому проекту «защиты [традиционной] семьи» прибавляется заинтересованность лидеров евангелистов в продвижении экономического проекта, в котором играющее центральную роль государство будет предоставлять концессии медиакомпаниям, расширяя рынок для их продукции (в частности, телесериалов);
- военнослужащих, а также полицейских сил штатов страны. Кроме военных, которым было предоставлено 6 тысяч должностей в федеральных органах власти с зарплатами более 3 тысяч долларов в месяц, также необходимо рассмотреть подчиненные отдельным штатам корпуса военной полиции, которые также получили ряд должностей (хотя меньше чем предполагалось). В этой борьбе за бюджетные средства Вооруженные силы оказались основным выгодополучателем от повышения расходов. Помимо этого, действующие военные добиваются изменений в статусе военнослужащего, которые позволят им добиваться участия в приватизации государственных предприятий;
- новых сельскохозяйственных фирм, связанных с освоением Центрально-западного региона страны с упором на скотоводство и выращивание сои. Эти компании, выросшие на фоне мирового бума продовольственной отрасли в 2000-е годы и государственной политики, поддерживавшей расширение сельскохозяйственных площадей в серраду [саванна внутренних районов Бразилии, не использовавшаяся в сельском хозяйстве до массового применения удобрений], контролируют часть Конгресса в коалиции с евангелистами и защитниками права на ношение оружия, известной как БББ («boi, bala e biblia» – «бык, пуля и библия»). В условиях резкого сокращения внутреннего рынка, агроиндустрия выиграла за счет экспорта с упором на поставки сои и мяса в Китай. Ее прибыли увеличились из-за обесценивания национальной валюты и нового мирового роста цен. Землевладельцы этой отрасли также являются главными выгодополучателями политики «охраны» (в действительности разграбления) окружающей среды в Амазонии и присвоения индейских земель: это «первоначальное накопление» не останавливается;
- банковский и финансовый сектор. Вероятно, эта группа занимает наиболее прагматичную неолиберальную позицию. Она не испытала бы трудностей с адаптацией к политике других кандидатов, которые бы также защищали сближение с международной финансовой системой и полностью сосредоточенную на борьбе с инфляцией макроэкономическую политику, а также защищали бы политику приватизацию, которая открыла бы возможности для всех сегментов финансового капитала, привлекающий местных и международных инвесторов.
II. Общественное недовольство, поддержка Лулы и так называемый «Третий путь»
В то время как правительство Болсонару отменило Bolsa Familia – крупнейшую в мире систему перераспределения доходов [система выплат малоимущим жителям Бразилии под условием вакцинации и отправки в школу детей], а расследования Конгресса выявили неэффективность правительственных мер по борьбе с пандемией, углубление экономического и социального кризиса усилило запрос на политические перемены.
С одной стороны, растет одобрение обществом кандидатуру Лулы да Силвы, ассоциирующегося с лучшими временами. Ряд опросов свидетельствует о том, что он должен победить во втором туре. В таком случае, экономическая задача будет заключаться в воссоздании политического проекта, который превзойдет ограничения времен прошлого правительства [коалиций Партии трудящихся как с левыми, так и с буржуазными партиями в 2003-2016 годах] и в какой-то степени будет должен привлечь отдельные слои бразильских предпринимателей, чтобы создать модель национального развития с социальной составляющей, наличие которой крайне важно. К текущему моменту, усилия были сосредоточены на привлечение как можно бо́льшего количества сил в коалицию.
Одновременно рост непопулярности Болсонару и позиция крупных традиционных (не связанных с евангелистами) медиакомпаний (Globo и т.д.) открывают возможность «третьего пути» [успеха кандидата, противостоящего как Болсонару, так и ПТ] на выборах. Дело не только в позиции отдельных партий и политиков, но и в стоящих за ними экономических интересах. Этот политический проект могут поддержать компании, поддерживающие неолиберальную политику и выступающие против перераспределения доходов, но одновременно заинтересованные в расширении внутреннего рынка. В их числе – крупные строительные компании, другие представители ориентированного на внутренний рынок промышленного капитала и традиционные медиакомпании. Из этого противоречия вытекает ожидание того, что будет согласована кандидатура консервативного политика, представляющего интересы этих сил.
Хотя почти треть избирателей пока не определилась, за кого голосовать, в настоящее время никто из кандидатов третьих сил не имеет поддержки 10 или более процентов избирателей: самыми популярными из них являются Сиру Гомес (9 %) из Демократической трабаильистской партии [социал-демократическая партия, занимающая позиции существенно правее ПТ] и Жуан Дория из Партии бразильской социал-демократии [вопреки названию, правоцентристская партия, проводившая неолиберальную политику в правление президента Ф.Э.Кардозу в 1995-2003 гг. и являвшаяся крупнейшей партией правой оппозиции в 2003-2016 гг. В 2016-2018 гг. входила в правительство Темера]. Поэтому судьба этих сил в случае поляризации на этих выборах и невозможности выдвижения их собственного кандидата вызывает вопросы. Так или иначе, игра только начинается [президентские выборы в Бразилии запланированы на октябрь 2022 года].

| Показатель | Темер | Болсонару | % изменения | ||
| ВВП (индекс) | IV кв. 2018 | 100,0 | II кв. 2021 | 100,7 | 0,7 % |
| Курс доллара США в браз.реалах | дек. 2018 | 3,92 | окт. 2021 | 5,54 | 41,3 % |
| Международные резервы, млрд. $ | дек. 2018 | 375 | сен. 2021 | 368,8 | −1,7 % |
| Ставка государственного займа, % | дек. 2018 | 6,5 % | окт. 2021 | 6,25 % | −3,8 % |
| Первичное сальдо государственного сектора (% к ВВП) | дек. 2018 | −1,55 % | авг. 2021 | −1,57 % | 1,3 % |
| Общее сальдо государственного сектора (% к ВВП) | дек. 2018 | −6,96 % | авг. 2021 | −5,62 % | −19,3 % |
| Накопленная инфляция за 12 мес. | дек. 2018 | 3,75 % | сен. 2021 | 10,25 % | 173,3 % |
| Уровень безработицы | дек. 2018 | 11,6 % | июль 2021 | 13,70 % | 18,1 % |
| Суммарный уровень безработицы и потенциальной рабочей силы | июль 2021 | 21,20 % | |||
| Безработные, тыс. чел | IV кв. 2018 | 11 600 | июль 2021 | 14 085 | 21,4 % |
| Потенциальная рабочая сила / переставшие искать работу, тыс. чел. |
июль 2021 | 9 883 | |||
| Продовольственная небезопасность, млн. чел. | дек. 2020 | 125,6 | |||
| Продовольственная небезопасность, доля семей | 2018 | 37 % | дек. 2020 | 59 % | 59,5 % |