16 сентября 2021 года
А.Х., Дублин

Оригинал опубликован на сайте Союза молодежи Конноли – молодежной организации ирландских коммунистов.
Я эстонский мигрант, приехавший в Ирландию в 1999 году. У меня смешанное происхождение, поскольку у меня эстонское гражданство, но, как и у многих детей, рожденных в советских семьях, мои предки разбросаны по всей Европе; включая родственников из Украины, Польши, России и Эстонии. У них сложные истории и разные позиции по некоторым вопросам. Мои родственники, происходившие из проимперских и прогерманских семей, были склонны рассматривать социализм в Восточной Европе как мерзость, которой нужно было сопротивляться, в то время как те, кто принадлежал к рабочему классу, были стойкими сторонниками социализма и даже ЧК, НКВД и Красной Армии. Это различие представляет общий интерес, но не является основной темой обсуждения в этой статье. Эта статья посвящена Музею оккупации, который я посетил, и тому, как он изображает неудобное отношение Эстонии к фашизму.
Вторая мировая война
Основополагающий текст об этом периоде – «Сталинские войны» профессора Робертса, который все еще есть в свободной продаже и в большинстве университетских библиотек. В «Сталинских войнах» профессор Робертс подчеркивает, что западные державы еще в 1936 году разработали стратегию по изоляции СССР и разыгрыванию своих карт таким образом, чтобы вызвать военное противостояние между СССР и нацистской Германией. Это включало захват республиканской Испании Франко, что позволило гитлеровской Германии перевооружиться, перестроиться и подготовиться к войне посредством умиротворения. Вопреки популярной пропаганде в западном мире, пакт Молотова-Риббентропа о ненападении был пактом последней инстанции, призванным отсрочить войну и дать СССР время переместить свою тяжелую промышленность дальше на восток, на свою землю, и произвести тысячи и тысячи промышленных предприятий, танков, самолетов и артиллерийских орудий.
Пакт Молотова-Риббентропа, вопреки популярной пропаганде на Западе, также не был первым пактом о ненападении, заключенным с гитлеровской Германией. Действительно, до заключения этого соглашения Германия подписала пакты о ненападении с несколькими другими странами Европы, в том числе; Эстонией Латвией, Польшей, Литвой, Францией, Данией. Тем не менее, если вы наберете в Google «World War II non-aggression pacts» («пакты о ненападении во время Второй мировой войны»), первый результат поиска будет касаться только одной страны – СССР. Это предназначено для криминализации СССР и его политических решений при игнорировании действий других государств. Аналогичный подход используется почти во всех постсоветских странах Восточной Европы. Музеи и туры концентрируются вокруг предполагаемых ужасов, совершенных СССР, и при этом не затрагивают важные разделы истории.
Прежде чем попасть в Музей оккупации, вы пройдете мимо площади Свободы, где стоит гигантский памятник Эстонскому легиону. Это название дивизии Ваффен-СС, которая состояла из эстонцев и сегодня используется как всеобъемлющий термин для описания «борцов за свободу», сражавшихся с коммунистами.
Это очень распространенная тема в странах, которые сотрудничали с нацистскими оккупантами. Нынешние государства пересматривают роли коллаборационистов, превращая их из нацистов в борцов за свободу. Такой же подход используется в школьной программе и системе образования, где молодых людей учат истории. Ярким примером этого явления является Украина, где Степан Бандера, который руководил массовыми убийствами евреев и сотрудничал с нацистами, провозглашен национальным героем и борцом за свободу.

Один из многих памятников украинскому фашисту, коллаборационисту Степану Бандере.
Музей оккупации в Эстонии
Музей оккупации в Эстонии – это очень посещаемое место, играющее центральную роль в рассказе об угнетении, которому подверглись советские люди. В нем регулярно используются такие модные слова, как «свобода» и «демократия», при этом прилагаются все усилия, чтобы изобразить период 1944–1991 годов как один из худших в истории Эстонии. В Эстонии нет музеев, в которых рассказывается об эстонцах, добровольно вступивших в Ваффен-СС, или о совершенных ими преступлениях. Концентрационные лагеря, существовавшие в Эстонии, находятся в глуши и спрятаны от людских глаз в надежде скрыть глубокое чувство стыда.
Экспозиция музея начинается с рассказа о «вторжении» Красной Армии в 1944 году, о продолжавшейся катастрофической бомбардировке города и о том, как она разрушила многие его части. Хотя печально, что здания, представляющие историческую ценность, были повреждены и разрушены, еще печальнее, что это является предметом обсуждения. Эстония была оккупирована нацистами, которые с помощью местных добровольцев Ваффен-СС и ополченцев убили почти все еврейское население.
Заострив внимание на печальной реальности, заключающейся в разрушении зданий во время военного конфликта, они отклоняются от реальной проблемы.
После того, как вы войдете, вам покажут на плазменной панели видео с рассказом четырех пожилых людей о их судьбе в стране или в эмиграции. Они не вдавались в подробности того, почему они эмигрировали или за что были арестованы, но небольшая табличка позже специально отмечает, что Красная Армия и Коммунистическая партия был нацелены на уничтожение «политической и экономической элиты», а также тех, кто поддерживал нацистскую оккупацию и ее более широкие круги.
Это не производит впечатление чего-то необычного. Коммунисты не склонны слишком благосклонно относиться к паразитическим классам банкиров, страховщиков, аристократических офицеров и помещиков. Любопытно, что они изображаются какими-то героями-мучениками. Другие демографические данные говорят сами за себя – какие предположения можно сделать о тех людях, которые решили вступить в Ваффен-СС или поддержали нацистскую оккупацию? Во многих странах партизаны просто вешали их на деревьях. Можно подумать, что тюремное заключение намного лучше казни.
Затем музей продолжает историю путешествия в сибирские тюрьмы й его трудностей. Опять же, цель состоит в том, чтобы задеть струны вашей души и сделать проблему абстрактной. Не думайте о том, что ссыльные помогали нацистам, думайте о них как о людях, которых заковали в цепи и отправили в тюрьму. Если вы совершенно забыли о масштабах коллаборационизма, то вполне можете принять создаваемую иллюзию.
В определенный момент вы входите в комнату, и аудиогид говорит вам смотреть вверх. На потолке гигантское изображение Сталина, о котором аудиогид говорит что-то вроде: «Он смотрел всегда и всюду», чтобы усилить идею тоталитаризма. Конечно, не дается никаких существенных объяснений того, как это функционировало. Никаких цифр не приводится, сколько человек было арестовано, предано суду, проинформировано и арестовано, несмотря на то, что вся эта информация есть в открытом доступе в архивах. По мере продолжения вашего путешествия по музею, вам причудливо рассказывают о жизни эстонских эмигрантов за границей и о том, как они поселились в других странах. Хотя это интересная история, она не имеет абсолютно ничего общего с «оккупацией» Эстонии, качеством жизни и проблемами, с которыми столкнулись эстонцы. Опять же, эта печальная история создана для того, чтобы отвлечь от содержательного объяснения того, какой на самом деле была жизнь в Эстонии.
Последние несколько залов посвящены рассказу об обретении «свободы» современной Эстонией и образовании современной Эстонской Республики. О свободе в этом музее рассказывается в той же манере, что й у тех, кто выступает против ношения масок и вакцинации, то есть для обозначения абстрактной идеи свободы личности, и, более конкретно, свободы капитала для разграбления ресурсов страны, промышленности и инфраструктуры.
Музей – это национальный позор для эстонского народа и издевательство над еврейским народом во всем мире. Он полностью уничтожает память о холокосте в Эстонии и ее участия в нем. Он игнорирует факт существования концентрационных лагерей в Тарту и Харку, в которых были истреблены почти все оставшиеся евреи в Эстонии, и, для удобства Эстонский легион не упоминается
Всемирный центр памяти жертв Холокоста предлагает более подробную информацию о Холокосте в странах Балтии. Ее стоит прочитать, потому что он позволяет взглянуть на музеи, подобные упомянутому выше, с более объективной точки зрения.

В сообщении от января 1942 года нацисты эвфемистически охарактеризовали Эстонию как «свободную от евреев». Уничтожение эстонских евреев могло не произойти без содействия тех, кто сотрудничал с нацистами.
А что же сегодня?
Принимая во внимание драматический пересмотр истории, о котором говорилось выше, можно представить, что за культура была создана в Эстонии сегодня. Анекдотические дискуссии и свидетельства друзей семьи и членов семьи говорят мне, что цель Эстонского государства и большинства парламентских партий – сохранить Эстонию белой, однородной и враждебной по отношению ко всем иностранцам.
В первые дни существования новых балтийских государств сотни тысяч людей, родившихся, выросших и живших там, уезжали. Новые государства ввели обязательные языковые тесты при выдаче паспортов. Они прекрасно знали, что, поскольку эстонский и русский были официальными языками, многие люди говорили только на одном или другом. Стратегия была реализована – тем, кто не соответствовал новым требованиям к гражданству, выдали серые паспорта, на которых буквально значилось: «ALIEN». Они юридически создали фактический статус гражданина второго сорта в своем стремлении к этнически однородным государствам.
Степень враждебности варьируется, но, естественно, как и у всех расистов, чувства враждебности более сильны по отношению к иностранцам с другим цветом кожи. Только в 2019 году одна из основных политических партий заявила, что она «не примет одного искателя убежища», когда разворачивалась программа помощи сирийским беженцам. Обоснование? Приезжает слишком много украинских мигрантов, и они вливаются в русскую общину!
Даже газета The Guardian написала длинную статью о выборах в 2019 году и формировании правительства, в котором один новый министр улыбался, демонстрируя нацистские жесты.
Заключение
Несмотря на то, что Эстония пытается позиционировать себя социал-демократической страной в скандинавском стиле, открытой для всех, в основе ее культурной й образовательной системы лежит сочувственное отношение к фашизму, возникшее в период Второй мировой войны. Несмотря на все разговоры о свободе и свободе слова, коммунистическая символика и коммунистическая партия запрещены, и любое высказывание о коммунизме или периоде оккупации 40-х годов может привести к проблемам с законом.
В Интернете мало информации об Эстонии во времена СССР, но у нашей семьи есть подробная фотокнига об Эстонии, полная улыбающихся лиц, красочными изображениями жизни и подписями о людях, занимающихся обычными делами. Конечно, хотя этих изображений и фотографий нет в музеях, знайте, что они существуют, и что рассказы о будто бы жалком существовании были далеко от истины.