
28 июня 1921 г. на восьмом заседании III конгресса Коминтерна обсуждались вопросы об Итальянской социалистической партии и Германской коммунистической рабочей партии.
Зиновьев предложил дать ГКРП ультимативный срок в два или, максимум, три месяца для подчинения решениям Коминтерна и вступления в КПГ с исключением в противном случае. Получив слово для получасовой речи, представитель ГКРП Гемпель отказался выступав, назвав такой срок для выступления "затыканием рта". С крайне осуждающей в отношении ГКРП речью выступил Радек, обвинивший ее в сектантстве и приведший примеры откровенно антисоветских выступлений ее деятелей по поводу Кронштадтского мятежа и т.п. С речью в защиту ГКРП выступила от лица меньшинства голландской делегации Роланд-Гольст.
На этом председательствовавший на заседании Коларов закрыл прения по германскому вопросу. Перед обсуждением итальянского вопроса в зале появился Ленин.
От лица руководства ИСП в ее защиту выступил Константино Лаццари, назвавший разногласия ИСП и Коминтерна тактическими. Против него выступил от Итальянской коммунистической партии Дженнари, обвинивший правое крыло ИСП в шовинистической позиции во время Первой мировой войны, а ряд ее деятелей – в сочувствии буржуазному пацифизму вильсоновского толка. Точку зрения Дженнари поддержал Ленин, назвавший наличие во входящей в Коминтерн партии таких людей, как Турати, нетерпимым. На слова Лаццари, что большинство ИСП считало разрыв с правым крылом лишь «несвоевременным», Ленин заметил, что центристы предпочли раскол с 58 тысячами коммунистов, а не с 14 тысячами реформистов.
В тот же день Учредительным собранием Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев была принята конституция королевства (Видовданская конституция – по дню святого Вида), предоставлявшая исполнительную власть королю и назначавшимся им министрам, а законодательную – скупщине, избиравшейся мужчинами старше 21 года (кроме военнослужащих). Государственный язык определялся конституцией как «сербско-хорватско-словенский», таким образом сербскохорватский язык фактически навязывался словенскому и македонскому населению (также лишены официального статуса были языки венгерского и албанского меньшинств). Конституция действовала до государственного переворота 6 января 1929 г., когда король Александр I получил не ограниченную скупщиной власть, а государство было переименовано в Королевство Югославия.
Расписаться на открытке