Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Category:

По страницам распада-2: «Огонек», февраль 1985 г. (№№ 5-8)

Начало серии:
январь 1985 г. (№№ 1-4)

№ 5 открывает портрет Чехова на обложке (в связи со 105-летием – Чехову посвящена едва ли не треть номера, что показывает литературную ориентацию редакции на русскую классику), за которым идет анонс статьи «И зимой летние надои» и сорокалетие освобождения Варшавы



Громыко встретился с американским сенатором-демократом Хартом (впоследствии считался одним из возможных кандидатов от демократов в президенты на выборах 1988 года, но кампанию ему испортили сообщения СМИ о его супружеских изменах, на чем его политическая карьера и закончится).



Узбекистан поздравляют с 18-миллионным жителем, при этом в статье подчеркнуты многонациональность республики (упомянуты семьи казахов, таджиков, туркменов, а также узбека и немки), а многодетность называется «признаком материального достатка и социального оптимизма», что для Узбекской ССР с на тот момент фактически сорванной из-за экстенсивного развития хлопководства выглядит весьма сомнительным. Хотя в сравнении с Малайзией или с дореволюционным Туркестаном плюсы действительно налицо.



Далее – о сотрудничестве с Индией.



«Переводами с хинди» почему-то названы стихотворения авторов, писавших на пенджаби (Притам Сингх Сафир) и маратхи (Винда Карандикар)



В международном обзоре – социальная цена «японского экономического чуда», милитаризм в ФРГ и обзор небезызвестного фильма «Красный рассвет» (интересно, верила ли фрондерская часть читателей, что фильм – действительно убогий набор штампов? при этом отрицательный отзыв принадлежит либеральной «Дагенс нюхетер»)









Начатая Варшавой тема Восточной Европы продолжается 40-летием взятия Будапешта (в 1945 г. оно называлось именно так, в 1985 же политкорректно говорилось о «разгроме фашистских войск, оккупировавших Будапешт», что является полуправдой – хотя с марта 1944 г. на территории Венгрии действительно находились немецкие войска, поскольку немцы подозревали Хорти сменить стророну в безнадежной ситуации, с октября 1944 г. власть была передана открыто копировавшему нацистов Салаши, а к моменту описываемых событий уже существовали альтернативное просоюзническое правительство Венгрии и части из перешедших на советскую сторону венгров – всё же в войну на стороне Германии Венгрия вступила сама). Упомянутые же «Икарусы» в Москве и мытищинские вагоны в будапештском метро действительно наглядно демонстрировали сотрудничество стран (в Будапеште эти вагоны ходят и сейчас, тогда как марки «Икарус» давно нет, и из большинства российских городов венгерские автобусы давно исчезли).



Тема Великой Отечественной войны остается в журнале. Заметим, что нынешние либералы любят утверждать, что «настоящие» ветераны о войне старались никак не упоминать – интересно, хватит у них наглости записать в «ненастоящие» Бальтерманца?



Токарь-земляк Курчатова (сам с атомной отраслью не связанный – завод, ныне ПАО «Агрегат», выпускает детали самолетов) предлагает увековечить его память.





С бытом же опять не всё благополучно – на этот раз не хватает спортивных костюмов для школьников.



Латиноамериканская тематика почти постоянна (произведения автора в сети есть, а вот биографию, увы, найти не удалось).



В № 6 (ссылка) – Всесоюзная конференция сторонников мира (с приветствием Черненко и упомянутыми в тексте статьи религиозными деятелями в числе участников)





К вопросу о «120 рублях» – даже у колхозников (имевших, как правило, подсобное хозяйство, а зачастую и доход от него) зарплата в среднем выше (хотя интереснее было бы посмотреть медиану, а не среднее значение).



Борис Ефимов разоблачает США и Израиль (к искренности, правда, вопросы).



Далее – генерал армии Лященко о Фрунзе (к столетию со дня рождения), после этого 40-летие Ялтинской конференции – не столь частное в те годы появление фотографии Сталина (с Черчиллем и Рузвельтом) и западногерманский реваншизм как образец исторического ревизионизма («резунистские» теории в русско- и англоязычной среде еще не выдвинуты, Восточная Европа еще дружественна).







Рядом – о хохломской росписи. Не то, чтобы я был против интереса к народным промыслам, но таки на шаги к узконациональному и ретроградскому взгляду на историю постоянное восторженное упоминание доиндустриальной материальной культуры похоже. По характеристике либералов Вайля и Гениса: «Именно тогда на обложках популярных журналов появились монастыри; в газетах – статьи о пряниках и прялках, истории о том, как Ротшильда потряс Суздаль; в стихах замелькали находки из словаря Даля: бочаги, криницы, мокреть; вошли в моду Глебы, Кириллы, Иваны; кружным путем через парижский Дом Диора возвратились женские сапоги и шубы; в ресторанах вместо профитролей подавали расстегаи (…) Путь к русизму тут лежит через материальную культуру, на практике принимая кулинарно-бытовой характер. Интеллигент ставил на телевизор пару лаптей, пришпиливал к стене открытку с «Чудом Георгия о змие» и пил чесночную под ростовские звоны». К чести Софронова и его редакции можно сказать, что на этом они и остановились (описание Вайля и Гениса относится к 1960-м), и рядом с хохломской росписью по крайней мере в 1985 году был юбилей Фрунзе, а не то, что более откровенные национал-патриоты скоро сделают апологией «России, которую мы потеряли»).



Затем – снова военные фотографии, статья и работы скульптора Кербеля (в частности, памятник Ленину на Октябрьской площади – тогда еще проект, Маркс на площади Революции и бюст Вильмы Эспин – интересно, где он сейчас, вряд ли его установили при ее жизни). В девяностые Кербель, по словам скульптора-эмигранта Шемякина, был вынужден зарабатывать изготовлением надгробным памятников бандитских главарей.





Снова пороки в низах – пьянство и мелкая коррупция у железнодорожников (всплыло на свет божий в связи с происшествием, скрыть которое было невозможно – пьяная проводница выпала из вагона и разбилась насмерть)



Разоблачение американской пропаганды (обращает на себя внимание – с вполне благосклонным упоминанием Оруэлла как автора антиутопии).





Немного карикатур



В № 7 – в преддверии XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов вспомнили предыдущий прошедший в Москве – VI в 1957 г.



Хнёупек впоследствии стал деятелем правого, про-горбачевского, крыла КПЧ, но от исключения его это не спасло.



Рейган добивался сокрушения СССР, сам СССР при Черненко — чтобы его оставили в покое. «Конец немного предсказуем».



Репортажи из ФРГ (этот и в последующих номерах) — ГКП даже не упоминается, а об СДПГ и «Зеленых», с надеждой на их миролюбие — очень сочувственно. Вспоминая Шредера и Йошку Фишера — надежды трудно назвать оправданными (впрочем, такими они стали после 1989-90 гг., которые действительно «заслуга» Коля во многом).





ЮАР — одна из главных международных тем. Контраст советского издания с современными сказками хоть праволиберальных, хоть консервативно-охранительских журналистов и блоггеров разительный (далее в международной рубрике — подрывная деятельность Пакистана и США против Афганистана, рост героиновой наркомании как следствие политики Тэтчер и жизнь пяти близнецов в Польше).



Такой вот «кооперативный социализм» из Венгрии, в духе начавшихся вскоре попыток внедрить нечто среднее между социализмом и капитализмом в самом СССР.

IMG_1590.PNG

Какие-то пути оживления экономики при сохранении плана всё же пытались.



И снова минутка национальной/сословной (зависит от точки зрения) материальной культуры.



Тема Великой Отечественной войны остается сквозной



Слабость «антивоенной» риторики предперестроечного СССР несколько лет спустя будет раскрыта той легкостью, с какой ее обратят против самого СССР. Американских же империалистов всё равно увещевать не получилось.



Наше Всё и одна из самых известных его женщин (мой внутренний поручик говорит что фраза про «близкие отношения со всей семьей» в данном случае звучит несколько двусмысленно).



И этот антисоветчик, который вскоре станет любимцем и у либералов, и у консерваторов вплоть до монархистов, не стеснялся печататься в «официозном» журнале.



На грани кавказосрача (впрочем, подчеркнута близость Ермолова к декабристам).



В № 8 — передовое предприятие. Завод этот ныне понес изрядный ущерб, но в каком-то виде всё де существует.



И снова «борьба за мир» в позднесоветской версии.



О внутренней борьбе и откровенно оппортунистических тенденциях правого крыла ФКП не писали, а зря. Впрочем, в их случае были довольны хотя бы тем, что Марше заткнул откровенно антисоветских деятелей.



ПАСОК — на тот момент одна из самых левых и дружественных СССР правящих социал-демократических партий (с предвыборным обещанием выйти из НАТО наебали, впрочем, уже тогда).



Семья Саадов — политически активна и сейчас в составе созданного отцом семейства Народного насеристского движения.



Снова пытаются убедить (не читающих журнал) западных немцев и американцев, что милитаризм опасен для них самих. Правда, но Союзу не помогло.



Нашлось место и Рерихам, хотя без прямой отсылки к становящейся модной (пока неофициально) «нестандартной духовности».





Воспоминания вдовы Исаковского.



Пилот Мамедов в рувики упомянут как ныне живущий (правда, источники старые), при попытке найти информацию о малой авиации Азербайджана предлагают аренду самолетов (очевидно, осталась не общедоступная пассажирская и не хозяйственная, а игрушка для богатых), а Ан-2 в Азербайджане в новости попали как переделанные в одноразовые военные беспилотники (киберпанк, который мы заслужили).



Здесь интересна не столько статья, сколько сложная биография автора: и сексот НКВД, и репрессированный, и реабилитации эсэсовца Шелешнева пытался добиться.



По польскому вопросу в дюковщину не впадают:



О той самой погоней за «фирмой». В принципе автор понимает, что дело в плохом качестве изделий советской легкой промышленности, но без шпилек по поводу самих потребителей не обходится.



Театры – немецкий в Темиртау (труппа в перестройку эмигрировала почти вся, в сам театр, переехавший в Алма-Ату, актеров искали почти с нуля) и кукольный в Ростове-на-Дону (а этот сейчас более всего, известен, увы, активностью РПЦ по отжиму здания, которое церковью и не было - лишь построено на месте ранее снесенной церкви.



Продолжение следует...
Tags: "Огонек", перестройка, по страницам распада
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments