Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Categories:

На великом и могучем-27: Патрик Радден Киф, "Wind of Change и ЦРУ" (обзор подкаста)

Не так давно тема связи культуры и большой политики была поднята американским автором Патриком Радденом Кифом в подкасте на платформе Spotify, переведенном нашим каналом.

Этот пост подводит итоги перевода подкаста, выполненного каналом «Компросвет».



В первой части подкаста Патрик Радден Кифф, штатный сотрудник журнала New Yorker, известный работами в жанре расследовательской журналистики, рассказывает о дошедшем до него через его друга Майкла Штендера-Ауэрбаха слухе о том, что известная песня Wind of Change группы Scorpions (для американца Киффа ранее неизвестна — он подчеркивал, что ни песня, ни группа в целом большой известностью в США, в отличие от Европы, не пользуются) была написана не ее официальным автором солистом группы Клаусом Майне, а ЦРУ в пропагандистских целях. При этом слух распространяли не какие-либо антиамериканские конспирологи, а знакомый Штендера-Ауэрбаха в самой спецслужбистской среде, фигурирующий далее как "Оливер". Заинтересовавшийся историей Кифф уже был знаком с фактами вмешательства ЦРУ в культуру (в частности, британка Фрэнсис Стоунер Сандерс писала о роли ЦРУ в публикации романа «Доктор Живаго» на Западе и получении Нобелевской премии Пастернаком) и попытался выяснить подробности у отставного спецслужбиста «Оливера», но тот от дальнейшего разговора отказался, ссылаясь на секретность.

Во второй части Кифф сначала описывает свое общение с украинцами средних лет, посетившими концерт Scorpions в Киеве (и действительно воспринимавших песню как антисоветский гимн), затем — попытки получить информацию по официальному запросу, на который ему ответили отпиской «Миссия Центрального разведывательного управления связана, в первую очередь, с внешней разведкой. Запрошенная вами информация, насколько нам известно, не имеет отношения к первичной миссии управления. Таким образом, мы вынуждены отклонить обработку вашего запроса». При этом его знакомые в среде бывших работников спецслужб признали историю (понимая под «написанием песни ЦРУ» найм профессионального автора) теоретически возможной. Также из этой части можно узнать о понятии «загломарить» — по названию корабля Glomar, участвовавшего в подъеме американцами части советской подводной лодки К-129). Это — ситуация, когда спецслужбы отказываются дать на какой-либо вопрос и положительный, и отрицательный ответ — потому что оба означают разглашение важной для них информации.

В третьей части Кифф рассказывал о достоверных случаях использования зарубежных гастролей артистов (в частности, Луиса Армстронга) американскими спецслужбами в пропагандистских целях. При этом, посетившую уже в 1977 году СССР группу Nitty Gritty Dirt Band сопровождал некий Брэнд Бассет, о котором по более поздним сообщениям известно, что он был агентом ЦРУ. Однако Бассет на письмо Киффа ответил, что в 1977 году был лишь работником радио «Голос Америки», а в ЦРУ пришел в 1981 году. В этой же части рассказано, как пересланная в соцлагерь частным образом кассета с записью западных групп могла переписываться много раз, преодолевая дополнительные расстояния — таким образом (что для нас в пост-СССР тайны не составляет) культурный занавес «железным» отнюдь не был.

В четвертой части Кифф проясняет историю с игрушками GI Joe — автор которых утверждал в описании, что «Scorpions были очень популярной группой в Европе времен Холодной войны. Но немногие знают, что во время гастролей по Европе и Азии, и особенно, по Советскому Союзу, они работали курьерами ЦРУ, перевозили контрабандой документы через границу, и всегда имели в своих рядах перебежчика. Scorpions оказали огромную помощь во внедрении демократии». Сам автор, однако, сообщил ему, что описание было им выдумано как правдоподобное и привлекающее публику. Затем Кифф отправился в Петербург выяснить информацию о Ленинградском рок-клубе и в итоге рассказал для американских слушателей про официальные ВИА, любительские группы и контролировавшийся КГБ рок-клуб. В этой же части рассказано о его разговоре с бывшей сотрудницей ЦРУ, которая была свидетельницей взаимодействия рок-музыкантов с ЦРУ — но о какой именно группе, сказать не смогла, предположив лишь, что группа была американской (а не немецкой, как Scorpions). Она также высказала предположение, что сохранение подобных практик возможно и сейчас.

В пятой части — о беседах с участниками фестиваля 1989 г., ставшего первым крупным рок-событием для Москвы. Он был организован продюсером Доком Макги (работавшим, в частности, со Scorpions) и Стасом Наминым официально как антиалкогольный и антинаркотический. Именно Док Макги работал со всеми группами-участниками фестиваля, поэтому в поисках ответа Кифф решает выйти на него.

В шестой части один из старых клиентов Макги, Ходжо из группы Night Flight, сообщил, что был свидетелем участия Макги в наркоторговле. То же подтвердил бывший наркоторговец Кейлиш, а бывший прокурор Дуг Маккола рассказал, как Макги избежал наказания благодаря сделке со следствием, когда его участие в наркоторговле вскрылось. По сделке на аналогичном процессе в другом штате Макги создал антинаркотический фонд Make a Difference Foundation. Однако сам Макги сказал, что проведение фестиваля было его личной инициативой, не связанной с фондом.

В седьмой части Кифф вышел на создателя частного музея ЦРУ Кита Мелтона (в ЦРУ не работал, но тесно общался со многими работниками) и узнал о покойном Уолтере Фортсаймере, бывшем высокопоставленном работнике ЦРУ, имевшем привычку распространять недостоверные слухи — именно он мог быть источником для упомянутого ранее Оливера. В Москве же, собеседница Киффа либеральная журналистка Ксения сочла слух продуктом российских спецслужб, не поверив одновременно и в историю «Доктора Живаго».

Наконец, в восьмой части Майне рассказал Киффу, что песню написал под впечатлением от фестиваля, еще до падения Берлинской стены (хотя альбом вышел, когда граница была открыта, а в ГДР уже пришло к власти ведшее государство к поглощению ФРГ правительство).

Таким образом - подтверждений первоначальному слуху найти не удалось, однако повышенное внимание ЦРУ к вопросам культуры и нежелание раскрывать методы подтвердились — как и тенденция распускать служи о собственном всемогуществе, аналогичная подобным же рассказам некоторых советских и российских отставных спецслужбистов.

В первом из бонусов рассказывается история Джоанны Стингрей, американки и дочери ярого антикоммуниста, побывавшей в СССР и ставшей близкой знакомой рок-музыкантов и встречавшейся с гитаристом «Кино» Юрием Каспаряном. Она опровергала слухи о связи «Кино» с западными спецслужбами и их участии в написании их песен, распространяющиеся в России.

И наконец, последняя часть сообщает о реальном и достоверном случае со спецслужбами — деятельности полугосударственного Национального фонда демократии (NED), USAID и других американских структур в сотрудничестве со спецслужбами по отношению к Кубе и особенно Венесуэле (со словам изучавшего вопрос рок-музыканта и социолога Тима Гилла). В последнем случае — группы вроде Antigravedad прямо занимают ультраправую позицию против бедной и не-белой части населения Венесуэлы. и даже в общем сочувственно говоривший о «демократических революциях» 1989-91 гг. Кифф позицию США по Венесуэле прямо осуждает.


Таким образом, хотя относительно этой песни доказательств участия ЦРУ Киффу найти не удалось. К тому же и вышла для этого она слишком поздно — к выходу альбома Crazy World (ноябрь 1990 г.) и сингла Wind of Change (январь 1991 г.) ГДР была поглощена ФРГ, другие социалистические правительства Восточной Европы пали, а горбачевский СССР уже не представлял проблем для США, согласившись с роспуском ОВД и отказавшись от самостоятельной внешней политики.

Однако сам факт работы ЦРУ на культурном фронте сомнений после подкаста почти не вызывает — успехи они могли выдумать, однако с деятелями культуры работали тогда и не отказались от этого сейчас.
Tags: wind of change, культура и политика, на великом и могучем
Subscribe

  • Чего хотят коммунисты-10: образование

    Развития образования на благо всего общества и равенства реальных (а не только формальных) возможностей для получения образования молодежью из всех…

  • Чего хотят коммунисты-9: транспорт

    Чего хотят? Максимального удобства и доступности средств передвижения для всего населения, рационального использования улиц и междугородного…

  • Чего хотят коммунисты-8: жилищный вопрос

    Особенно острый для москвичей, конечно же ;) Чего хотят? Более или менее равномерного распределения при высокой обеспеченности жильем, разумеется.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment