Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Category:

Конституционное, ч. 3: суды, прокуратура, МСУ и "общероссийское голосование"

Начало (1, 2)

Статья 118: в статью про судебную систему вносится упоминание арбитражного делопроизводства, список судов (без изменений к существующим) и отсылка к ФКЗ. Фактически – новшеств нет.

Статья 119: уже знакомое требование отсутствия ВНЖ и счетов за границей распространено и на судей.

Статья 125: Конституционный суд сокращают с 21 до 11 членов; по запросам граждан и судов КС сможет проверять конституционность не только «закона» (как в действующей редакции конституции без уточнения, ФКЗ это, ФЗ или закон субъекта федерации), но всех нормативных актов президента, правительства, ГД и СФ, а также нормативных актов субъектов федерации по вопросам в ведении федерации или совместно федерации и субъектов. Более важны процедура проверки проектов ФКЗ, ФЗ и законов субъектов федерации по запросу президента, проверка обвинений в тяжких преступлениях не только против действующего, но и против бывшего президента, а также проверка решений межгосударственных органов, судов и арбитражей и неисполнение решений в случае признания их неконституционными (упоминание этих новшеств уже было выше). Также КС сможет «осуществлять иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом».

Статья 126: Верховному суду добавлены полномочия по арбитражным судам (закрепление фактического положения дел сейчас).

Статья 128: закреплено право президента назначать не только судей КС, ВС и судов, но и их председателей и зампредов (ныне установлено законами, а не конституцией).

Статья 129: кроме переноса из действующего ФЗ определения функций прокуратуры и уже знакомого нам запрета на заграничные ВНЖ и счета для прокуроров – для назначения генпрокурора президентом согласие СФ заменено «консультацией» с ним, такая же консультация с СФ заменяет согласование с субъектами федерации для назначения прокуроров субъектов. Та же тенденция к усилению полномочий президента.

Статья 131: если добавление к предложению «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно» общих принципов, устанавливаемых ФЗ, можно назвать оправданным (а то мало ли, где население захочет включить в структуру органов местного самоуправления шариатский суд или монахи вокруг монастыря провозгласят российский аналог Афона), то следующее добавление просто противоречит статье 130 (в которую изменения не вносятся): если согласно ст. 130 «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (…),осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления», то предлагаемый п. 11 дает возможность органам государственной власти «в случаях, установленных ФЗ» вмешиваться в назначение на должности в местном самоуправлении и формировании его органов. О какой «самостоятельности» тогда речь?

Именно закрепление фактического назначения сверху (прикрытого «согласованием» и т.д.) на местные должности и является основным в поправках о местном самоуправлении (поправки в статьи 132 и 133 принципиального значения не имеют – упоминание о роли местного самоуправления в здравоохранении и т.д.).

Далее следует статья 2 закона, устанавливающая порядок принятия поправок – хотя 1, 2 и 9 главы не затрагивались, и потому самого закона о поправках (с последующим одобрением двумя третями региональных законодательных органов) было бы достаточно для их принятия, авторы закона установили «общероссийское голосование», являющееся по сути плебисцитом о доверии нынешней власти. Сделать этого по процедуре референдума (требующей 50 % голосов от всех избирателей) авторы законопроекта, однако, побоялись (притом, что ФКЗ от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» как раз определяет референдум как «всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения»).

Помимо этого, по сравнению с референдумом пропущен этап сбора подписей – органы власти по ФКЗ «О референдуме в РФ» назначают референдум только по вопросам о международных договорах.

Крайне антидемократичен и порядок назначения наблюдателей – если для референдумов предусмотрено список имеющих право назначить их довольно широк («инициативная группа по проведению референдума, политические партии, иные общероссийские общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с федеральным "законом", а также инициативные агитационные группы. В пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее межрегиональное, региональное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке. В пределах территории муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее местное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке»), то для «общероссийского голосования» наблюдателей будет назначать Общественная палата РФ (возглавляемая карьерной юристкой - большая часть должностей преподавательские и административные в вузе, но от чиновничьей карьеры всё равно очень недалеко - Лидией Михеевой) и общественные палаты субъектов федерации.



Таким образом – помимо того, что политическое значение голосование явно на первом плане в сравнении с юридическим, сама процедура будет весьма непрозрачной. Позиция ОКП и разбор позиции других политических сил (левых и не только) – в следующем посте.
Tags: конституционное-2020
Subscribe

  • 20 октября 1921 г.

    20 октября 1921 г. представители Великобритании, Германии, Дании, Италии, Латвии, Польши, Финляндии, Франции, Швеции и Эстонии в Женеве подписали…

  • 19 октября 1921 г.

    19 октября 1921 г. уполномоченный НКИД РСФСР по Сибири и Монголии Б.З.Шумяцкий направил наркому по иностранным делам Г.В.Чичерину записку с…

  • 18 октября 1921 г.

    18 октября 1921 г. был принят декрет ВЦИК и СНК РСФСР о создании Автономной Крымской ССР в составе РСФСР. При этом в ведении центральных властей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments