Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Category:

Конституционное-2020, ч.2: парламент и правительство

Начало: https://comprosvet.livejournal.com/1244189.html

Статья 95: изменения, касающиеся Совета Федерации (кроме декоративного переименования членов СФ в сенаторов и аналогичных для введенным для министров и глав регионов требованиям по отсутствию права на ПМЖ и счетов за границей), снова усиливают по сути действующего и бывших президентов – бывшим пост пожизненного сенатора (с правом отказа – не уточняется, делается ли он раз и навсегда, или же экс-президент может занять место через какое-то время после отказа – судя по тому. что Медведев уже получил новый пост заместителя председателя Совбеза. уходить в Совфед он явно не собирается), действующим – возможность назначить до 30 сенаторов, из них 7 пожизненных (остальные – на 7 лет).

По сути это означает усиления президентского права вето. Хотя в нынешних политических условиях конфликт большинства обеих палат с президентов вообще малопредставим, не лишним будет посчитать, что при отсутствии у президента права вето на ФКЗ 3/4 голосов, требующихся в СФ – это 128 из 170 представителей регионов сейчас и, при голосовании против всех 30 президентских представителей – 150 из 170 в случае принятия поправок. Усилится требующееся большинство и при преодолении вето на ФЗ – 2/3 составляют 114 голосов и 134 при принятии поправок.

Статья 97: те же требования по отсутствию ПМЖ и счетов для депутатов

– вот здесь уже возникает не слишком приятный аспект. Если министры и главы регионов по сути своих полномочий должны иметь ПМЖ в России, а члены СФ представляют отдельные регионы, то половина депутатов избирается по пропорциональному принципу, т.обр. активное избирательное имеют и граждане РФ, имеющие ПМЖ за рубежом. Со стороны партий было бы естественно включить и представителей зарубежных избирателей (число которых к следующим думским выборам должно резко увеличиться за счет предоставления гражданства России жителям ДНР и ЛНР – сейчас зарубежными государственными образованиями с большим количеством граждан РФ являются куда менее населенные Абхазия, Южная Осетия и ПМР), но активное избирательное право будет для них теперь недоступно.

Статья 100: зачем-то исключается возможность совместного заседания ГД и СФ для заслушивания посланий Конституционного суда и выступлений глав иностранных государств (теперь – только для заслушивнаия посланий президента).

Статья 102: среди изменений полномочий СФ дублирование упоминавшихся вше новшеств - уже упоминавшейся создаваемая процедура лишения неприкосновенности бывшего президента, аналогичная импичменту действующего; назначения председателей и зампредов КС и ВС по представлению президента в конституционном порядке (сейчас та же норма включена в ФКЗ); замена назначения Генерального прокурора и заместителей «консультацией» и т.д. Из нового – введение «консультации» по назначению глав ФОИВ «президентского» блока (судя по описанию – все силовые ведомства, МИД, МЧС и Минюст). Противовес усилению президентских полномочий очень слабый.

Статья 103: Госдума теперь должна будет согласовывать кандидатуры министров «премьерского» блока (с одной стороны – усиление думских полномочий, с другой – слишком уж усиливаются полномочия президента, чтобы это можно было счесть существенным). Также добавлены ежегодные отчеты ЦБ; остальные изменения повторяют либо поправки к предшествующим статьям, либо действующие ФКЗ.

Статья 1031 (новая): снова чистая декорация, т.к. парламентский контроль уже регулируется федеральным законом и включение его упоминания в конституцию по сути ничего не добавляет.

Статьи 107 и 108: президентское право вето на федеральные законы дополнено правом передавать как ФЗ, так и ФКЗ (на которые права вето нет) в Конституционный суд для проверки конституционности. Еще одно усиление полномочий президента – мелочь, но в общую копилку.

Статья 109: изменения отсылают к вводящейся возможности роспуска Госдумы при отклонении части кандидатур министров (подробнее – см. ст. 112).

Статья 110: президенту поручается «общее руководство исполнительной властью», а министерства «президентского блока» выводятся из подчинения правительства. Еще и еще усиление президента – других идей через 26 лет после принятия «сверхпрезидентской» уже в изначальной редакции конституции и через 20 лет после первого избрания действующего президента у создателей поправок как-то не находится.



Статья 111: дублируются изменения в статью 83, кроме того, при троекратное неутверждении кандидатуры, внесенной президентом, он может назначить председателя правительства, не обязательно распуская Госдуму (что на деле скорее выгодно президенту в случае острого конфликта – в условиях конфликта и падения популярности президента думские выборы могут дать еще худшие для пропрезидентских сил результата, здесь же вводится возможность просто обойти действующую Думу).

При всей неактуальности этих вопросов при нынешнем политическом раскладе – когда-либо в будущем это сможет сыграть свою роль, и стремление создателей поправок сделать из президента почти царя показательно.

Статья 112: формально полномочия Госдумы расширены, а президента снижены (кандидатуры зампредов правительства и министров «премьерского блока» вносят председателем правительства и согласются Госдумой, президент не вправе отклонить их), но как будет назначаться премьер – мы уже выяснили, а при отклонении более трети кандидатур в министры президент может распустить Думу и назначить министров по предложению председателя правительства. Таким образом – процедура рассмотрения кандидатур министров явно будет показушной.

Статья 113: председателю правительства добавлена «персональная ответственность перед Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий», а помимо указов президента от должен будет руководствоваться еще и «распоряжениями и поручениями» (также они добавлены ниже в статье 115 среди документов, которыми должно руководствоваться правительство и которым не могут противоречить постановления правительства).

Статья 114: в обязанности правительства добавлено проведение политики с целью «укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей». Снова заигрывание с консервативными кругами (при том, что действительно «традиционные» семейные ценности вроде власти мужа над женой с конституционным равноправием полов несовместимы).

Вслед за этим добавлено множество обязанностей правительства от поддержки научно-технологического развития до воспитания экологической культуры (предпринимателей тоже не забыли), но действительных изменений от большего многословия не видно.

Статья 117: в случае, если председатель правительства поставит вопрос о доверии правительству пред Госдумой, президент не будет поставлен перед выбором «отставка правительства или досрочные выборы», как сейчас, а сможет (если не будет повторного вынесения вопроса о доверии с тем же решением в течение трех месяцев) оставить недоверие без последствий. Помимо этого – президенту дана возможность назначать исполняющих обязанностей министров, зампредов правительства и председателя при его отставке.

Наконец – при назначении председателя правительства президентом после трехкратного отклонения кандидатуры и в периоды, когда невозможен роспуск Госдумы – невозможно вынесение решения о недоверии.

Проще говоря и суммируя – несмотря на формальное введение утверждения кандидатур министров, в реальности в случае жесткого конфликта президента и Госдумы он фактически сможет назначить всё правительство, проигнорировав ее.

Продолжение следует…
Tags: консерватизм, конституционное-2020
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments