Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Categories:

Предвыборное-08.09.2019-1: избирательная система

8 сентября в России пройдет единый день голосования – прямые выборы глав 16 регионов (еще в 3 – «непрямые выборы», фактически являющиеся назначением), 13 выборов региональных парламентов, а также муниципальные выборы в ряде регионов и довыборы в 4 одномандатных округах Госдумы.

Чтобы определиться с отношением к выборам, коммунистам надо проанализировать как систему выборов и классовую суть избираемых органов. так и конкретные возможности, даваемые агитацией в рамках избирательной кампании, а также по связанным с ней вопросам.

Относительно сути органов буржуазного государства сомнений быть не может – это составные части того механизма, с помощью которого правящий класс управляет обществом, и ни сами выборы, ни смена избирательной системы в рамках буржуазной системы не изменят этого.

Более подробно, однако, надо остановиться на тех особенностях российской избирательной системы (на интересующих нас сейчас региональном и муниципальном уровнях), которые делают ее далекой от демократизма даже в рамках возможного при буржуазном строе, а также на позиции либеральных оппозиционеров, являющихся таким же продуктом ельцинского режима, как и путинизм.

Движение в сторону уменьшения демократичности началось уже в июле 1991 г., когда был принят закон РСФСР о местном самоуправлении, создававший единоличные посты руководителей администраций городов и районов вместо выборных Советами.

21 августа 1991 г., на волне «триумфа демократии», Верховный Совет РСФСР заменил исполкомы, действовавшие во всех регионах страны, кроме республик, на единоличных глав администраций – более того, на «переходный» до принятия нового законодательства период региональные главы администраций не избирались, а назначались президентом. Вскоре закон выборах глав администраций был принят, но под давлением Ельцина дополнен 13-месячным мораторием на проведение выборов всех уровней – так главы городов и районов стали также назначаться президентом лишь по согласованию с Советами соответствующего уровня (относительно права Советов отстранять глав администраций полномочия были сформулированы крайне двусмысленно, что летом 1993 г. привело к конституционному кризису в Челябинской области, в региональном масштабе повторявшем противостояние Верховного Совета и Ельцина).



После «само-переворота» октября 1993 г. были распущены уже все Советы, а вместо них созданы куда более узкие по составу (изначально – от 15 до 50 депутатов на региональном уровне, вместо Советов из нескольких сот депутатов) представительные органы.



Таким образом, тенденция максимального сужения представительства была заложена уже при Ельцине, а в 2003 г. – органично дополнена «непрямым избранием», а по сути тем же назначением по согласованию, как и в 1991 г., глав регионов. В 2012 году прямые выборы глав регионов вернули, однако вскоре отменили в республиках Северного Кавказа (после вхождения в состав России Крыма и Севастополя – вначале сделали невыборными глав обоих новых субъектов, затем прямые выборы вернули в Севастополе).

Если же мы рассмотрим всю систему выборов на муниципальном и региональному уровне, то вывод напрашивается очень простой: она организована специально так, чтобы допуск того или иного кандидата (кроме представителей уже имеющих представительство партий) зависел от доброй воли местной исполнительной власти или подконтрольных ей сил.

Для кандидатов в муниципальные депутаты, если только их партия уже не представлена в муниципальном собрании – нужен сбор подписей, при этом они могут быть отвергнуты по формальным признакам.

На выборах глав регионов заградительную роль играет также «муниципальный фильтр», а представительных органов – весьма высокий процент для самовыдвиженцев и депутатов от непарламентских партий (3 % с допустимым браком в 10 % - при тенденции к низкой явке избирателей, массовом недоверии населения к сбору каких бы то ни было персональных данных и сборе подписей летом, в период отпусков)

Перечислять все возникающие при этом злоупотребления смысла нет, однако наш обзор позволяет понять – порочны не просто конкретные действия конкретных чиновников, а вся система, построенная так, что допуск кандидатов к выборам стал полем для злоупотреблений и закулисного торга.

В соответствии с этим, сколько-нибудь демократическая реформа данной системы должна предусматривать просто отмену всех ограничений – с введением неограниченного права выдвигать кандидатов на выборах всех уровней всем зарегистрированным партиям и введения крайне низкого барьера для самовыдвиженцев.

Что же, вместо этого, предлагают либеральные силы, ставшие основными действующими лицами протестов – после того, как логично возникший в системе произвол был направлен против них?

Если сайт непартийной ассоциации «Голос» всё же дает понять, что плохо законодательство само по себе (например, здесь), то либеральные партии, как и в большинстве других вопросов. тест на демократизм не проходят .

Так, в программе «ПАРНАСа» демократичными могут считаться только снижение барьера на выборах по пропорциональной системе до 3 % и уведомительный порядок регистрации партий. О непропорционально высоком барьере создатели программы знают – но предлагают не понизить его и повысить допустимый процент брака, а сделать альтернативные варианты – регистрацию по подписям депутатов того же или вышестоящего уровня и по внесенному залогу. Понятное дело, что не имеющим ни средств на залог, ни уже избранных депутатов – это не поможет.

Почти столь же половинчаты и требования «Яблока» - снижение барьера до 3 % и уведомительный порядок дополнены лишь правом зарегистрированных партий выдвигать кандидатов без сбора подписей и разрешением избирательных блоков (3 % подписей для региональных выборов – снижать не собираются).

Лучше, хотя крайне размыто, у Алексея Навального – «расширить доступ партий и граждан к выборам (отменив различные «фильтры»)».

В программе Алексея Яшина предложения по демократизации избирательной системы отсутствуют полностью – хотя при гипотетической победе близких к нему сил на выборах в Мосгордуму они получили бы и право законодательной инициативы.

Особенно же характерно то, что ни у кого из указанных сил нет предложений по численному расширению представительных органов – хотя решение проблем многомиллионного города парламентом из 45 человек выглядит как форменное издевательство, да и у многих других регионов представительные органы непропорционально малы.

Таким образом, можно сделать вывод, что нынешние протесты при либеральном руководстве могут привести лишь к отмене решений по недопуску к выборам отдельных кандидатов, тогда как система в условиях, когда ее слома не требуют – останется прежней.

О кандидатах, которые всё же были допущены – в продолжении статьи.

Источники:
(1) Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-I "О местном самоуправлении в РСФСР": http://innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_38797
(2) История развития структуры федеральных органов исполнительной власти (1990—2001 гг.): https://www.pravo.vuzlib.su/book_z1122_page_94.html
(3) Постановление Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1991 г. N 1626-1 "О дополнительных полномочиях Президента РСФСР по обеспечению законности деятельности Советов народных депутатов в условиях ликвидации последствий государственного переворота в СССР": http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=221416#05191855458706017
(4) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
(5) Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция): http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/
(5) Имитация борьбы: как партии сдались перед «муниципальным фильтром» // "Голос", 10 августа 2018 г.: https://www.golosinfo.org/articles/142798
(6) Любарев А. Надо регистрировать всех // "Голос", 11 июля 2019 г.: https://www.golosinfo.org/articles/143559
(7) Программа партии // Партия народной свободы: https://parnasparty.ru/party/program
(8) Предвыборная программа партии «ЯБЛОКО» «Уважение к человеку», 2016 год: https://www.yabloko.ru/program#_Toc459908177
(9) Навальный А. Программа. Власть народа, а не монархия: https://2018.navalny.com/platform/10/
(10) Программа Ильи Яшина "Город для людей": https://yashin2019.org/programma/
Tags: контрреволюция в СССР, предвыборное-08.09.2019
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments