Поэтому в посвященной им рубрике "оппортунисты в овечьей шкуре" собираются случаи, когда социал-демократические правительства или государственные деятели национального или международного уровня явным и вопиющим образом отступали от движения к обобществлению экономики, от защиты прав наемных работников против капитала, от хотя бы формальной демократии (против противников слева, разгром правых здесь одобряют), от миролюбивой внешней политики и других принципов, провозглашаемых социал-демократами на словах.
Критерии причисления партии к социал-демократическим здесь.
В этом посте речь пойдет о странах, где церковь по прежнему не отделена от государства. Заметим, что эта мера сама по себе не связана с поддержкой атеизма и логически вытекает из буржуазно-демократического равенства граждан — а следовательно, и их исповеданий.
Конечно, было бы странно требовать проведения этого от недолгих или коалиционных правительств, где социал-демократы зависели от поддержки других сил, однако когда государственная церковь сохраняется при многолетнем доминировании социал-демократов в политике — это показательно.
Итак, страны, где государственная церковь сохранилась до сих пор и годы правления социал-демократов (только с парламентским большинством, а также за вычетом стран, где для изменения конституции нужно квалифицированное большинство, которого социал-демократы никогда не имели — Греция, Мальта, или стран, где социал-демократы находились у власти, но никогда не имели абсолютного большинства в парламенте — Дания, Финляндия):
Великобритания (Церковь Англии — государственная в Англии и островах Гернси, Джерси и Мэн, но не в Шотландии, Уэльсе и Великобритании): лейбористы, 1945-51, 1964-70, 1974-77, 1997-2010 гг.
Последний до настоящего времени премьер-министр-лейборист Гордон Браун (сам принадлежащий к Церкви Шотландии, другой ветви протестантизма) с духовным главой англикан, архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом
Норвегия (Церковь Норвегии): Норвежская рабочая партия, 1945-71 гг. (после этого периода они никогда не имели абсолютного большинства в парламенте; в 2012 и 2016 гг. уже совместным голосованием крупнейших партий предприняты шаги по частичному отделению церкви от государства, но она остается спонсируемой государством и упоминаемой в конституции).
Близким случаем надо признать Коста-Рику (Римско-Католическая церковь): хотя Партия национального освобождения вступила в Социнтерн только в 1987 г., ее идеи мало изменились с 1948 г., когда ее предшественница Социал-демократическая партия победила в гражданской войне и под руководством ее лидера Х. Фигереса Феррера была принята новая конституция, сохранившая государственный статус РКЦ.