Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Category:

Красная азбука-4: докапиталистические формации

Покончив с простым товарным производством и его связью с капитализмом, мы переходим к следующей теме - докапиталистическим форациям, и прежде всего - к непосредственно предшествовавшему капитализму феодальному строю.

Если в первообытнообщинном обществе расслоения еще не возникло (и лишь в этом смысле оно было "коммунистическим" - общественным производстов отдельных мелких общин назвать, конечно, нельзя), а основа рабовладельческого строя - частная собственность на самих людей, как средства производства - достаточно понятна. то с феодализмом возникают затруднения.

Как известно, для написания "Капитала" одному из величайших умов в истории человечества понадобилось несколько десятилетий. при этом продолжающие описание капитализма второй и третий тома были посмертно изданы Энгельсом, а посвященной критике предшествующих экономистов четвертый том - и вовсе Каутским.

На то, чтобы дать столь же подробный анализ еще и феодального строя, времени у Маркса не было, что можно назвать первой причиной весьма искаженного представления большинства наших современников о феодализме.

Вторая, и не менее важная - что в рассуждениях многих людей наших дней (от фееричных по всему спектру взглядов русских праволибералов до Юрия Ткачева с его концепцией "неофеодализма" на Украине) феодализм неосознанно осовременивается, что, конечно же, дает возможность потом находить его черты в современности же.

Мы же вернемся к Марксу, разобравшему в III томе "Капитала" докапиталистические формы ренты, а также к Ленину, посвятившему немало работ пережиткам в современной ему пореформенной России.

Сразу отметим - феодализм отнюдь не сводится к юридической зависимости - при всей ее выгодности для класса феодальных землевладельцев он способен существовать и без нее (в частности, никогда не было крепостного права в Швеции - разумеется, феодализм был).

Итак, первой формой феодальной ренты Маркс называет отработочную, известную в России как барщина - когда крестьянин был обязан отработать на феодала определенное количество дней в неделю (отметим: с помощью своего живого и мертвого инвентаря, тогда как феодал, как правило, был собственником только земли, а не остальных средств производства).

Следующая форма - продуктовая, или натуральный оброк, когда крестьяне должны феодалу уже часть своей продукции. В этих условиях феодал уже полностью отделен от процесса производства, тогда как крестьянин получает чуть большую свободу для маневра в том, чтобы накапливать излишки и при благоприятных условиях (доступных меньшинству, но это меньшинство сыграет важную роль) торговать ими, постепенно превращая простое товарное производство в капиталистическое за счет найма чужой рабочей силы.

Последняя из этих форм, денежная рента (денежный оброк) предполагает уже необходимость для крестьян участвовать в товарном производстве и характерна для эпохи разложения капитализма.

Еще более поздними формами являются издольщина, при которой земельный собственник также выступает собственником части средств производства, и мелкая крестьянская собственность - последняя особенности в странах, где освобожденное от помещичьей зависимости крестьянство попало, тем не мене, в неизбежную зависимость от крупного городского капитала в его примитивных формах (кредитование и т.д.).

Отметим, что для большинства форм феодального производства централизовано лишь владение землей как таковой - производство оставалось мелким и фактически управляли им сами крестьяне, феодалы же не были организаторами производства даже в той мере, в которой организаторами являлись сменившие их буржуа.

Именно поэтому капитализм создает предпосылки для обобществления производства, а предшествовавший ему феодализм - нет.

Каким же образом могут сохранятся феодальные отношения (разумеется, в переплетении с капиталистическими, как и было последние несколько веков истории феодализма) после отмены юридической зависимости?



Корень тут опять же в собственности на землю - полностью отобрать землю у крестьян во время реформы 1861 г. царское правительство не решилось, однако сильно урезало крестьянское землевладение в пользу помещичьего. И если часть помещиков всё же перестроила хозяйство, на капиталистический лад, то большинство их продолжило строить хозяйство на аренде, включая такую архаичную форму как отработки - т.е.работа крестьян на помещичьей земле своим инвентарем.

Аналогично, к слову, функционировал феодализм и до полного оформления крепостного права - что могло дать право уйти от помещика, когда альтернативой была лишь земля другого помещика, с теми же повинностями.

Источники:

[1] Маркс и Энгельс, ПСС, т. 25, ч. 2 (вторая часть третьего тома "Капитала"), с. 344-379
[2] Ленин, ПСС, т. 6, с. 307-348 ("Аграрная программа русской социал-демократии")
[3] Ленин, ПСС, т. 4, с. 429-437 ("Рабочая партия и крестьянство")
Tags: красная азбука, феодализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments