В этот раз речь пойдет о финансировании и управлении наукой, а также о распространении научных знаний.
В отличие от нынешних времен, когда в управлении наукой смешаны интересы государственных структур, самих научных учреждений и бизнеса, а финансирование в России и других странах бывшего СССР явно недостаточно для того, чтобы равняться на мировых лидеров - необходимо вернуться к системе, в которой сохранились бы научные структуры, связанные с оборонными и стратегическими секторами и управляющиеся соответствующими госкомпаниями, а остальные научные учреждения развивались бы на государственном финансировании, но с высокой степенью внутреннего самоуправления (соответствующая АН СССР, а не урезанным полномочиям нынешней РАН).
При этом, разумеется, недопустима ситуация, когда государство делает вид, что финансирует, а учреждения делают вид, что работают - см. печальный опыт ИНИОН. Увы, до восстановления самоуправления многие учреждения необходимо реорганизовать в т.ч. и сверху, однако в дальней перспективе возвращение самоуправления необходимо.
Не менее важен при этом вопрос распространения научного знания. Безусловно, в некоторых сферах конфиденциальность информации оправдана вопросами оборонного характера, но совершенно недопустима появившаяся на Западе, но активно проникающая и в нашу страну (а также оказывающая влияние на весь мир в силу финансового и технологического превосходства западных стран) ситуация, когда распространение научных знаний подчинено интересам частных фирм, берущих деньги с двух сторон - и с получателей информации и с тех, кто ее предоставляет.
Поэтому - результаты всех исследований, в финансировании которых прямо или косвенно принимало участие государство, за исключением оборонных отраслей - должны находиться в свободном доступе и публиковаться в электронном виде, а инициативы по свободному распространению научных знаний, подобные SciHub - иметь государственную поддержку.
