В условиях, когда религиозные организации в бывшем Советском Союзе либо сращиваются с государством фактически (РПЦ в России, ПЦУ на Украине), либо даже получают государственный статус формально (Грузия, Армения), либо претендуют на регламентацию всех сфер жизни (в значительной степени - Таджикистан и часть Северного Кавказа, с перспективами к дальнейшему ухудшению), необходимо напомнить, как должно складываться соотношение государства, религии и общества:
(1) все религиозные организации должны являться общественными объединениями их приверженцев, не относиться к государству, а государственные органы - не должны подчиняться решениям религиозных организаций;
(2) религиозные организации, соблюдающие законодательство государства, должны быть равны между собой;
(3) религиозное образование должно быть полностью отделенным от светского и должно являться исключительно внутренним делом каждой религиозной организации;
(4) в светских образовательных учреждениях религиозная индоктринация не допускается, история религии в рамках исторических дисциплин и литература, связанная с религией, в рамках литературных дисциплин подаются в нейтральном ключе;
(4) государственные документы граждан не должны фиксировать их вероисповедание, оно не должно приносить им преимуществ или ущемления (последнее - за исключением культов, призывающих к несоблюдению законов);
(5) не должно быть никаких ограничений свободы высказываний на тему религии, в противовес "защите чувств верующих", наказуемы - только призывы к насилию по религиозному принципу;
(6) религиозные соображения не должны определять государственные и муниципальные нормативные акты - недопустимы запреты абортов и ЭКО из соображений религиозной доктрины, ограничения в работе общепита на время религиозных постов, запреты, связанные с запрещенными той или иной религией продуктами (если такие продукты отвечают санитарным нормам) и т.д.

Благо опыт проведения отделения государства от церкви у России и других республик уже есть.