Просветительский блог коммунистов (comprosvet) wrote,
Просветительский блог коммунистов
comprosvet

Categories:

Наш ответ Керзону-36: "История русской культуры за 25 минут" от "Арзамаса"

Начиная с этого выпуска, рубрика «Наш ответ Керзону» переходит из разряда нерегулярных в основные, и будет чередоваться по выходным с «Субботним ликбезом» и «На каждом километре»

Сегодня в нашем выпуске – о ролике сайта «Арзамас» «История русской культуры за 25 минут». Сразу скажем, что, если досоветскую культуру им удалось описать довольно близко к истине, то чем дальше – тем больше в ролике оказалось политических убеждений создателей.



Получается, Древняя Русь – это не заповедный оазис, в котором всё уже было с самого начала и так и сохранилось до наших дней. Но Древняя Русь – это не перекресток, на котором культура выбрала одну дорогу и пошла по ней, не сворачивая. Древняя Русь – это, скорее, рынок, на который мы пришли за покупками. Что-то принесли с собой, что-то взяли, от чего-то отказались, а что-то потеряли по дороге.


В этом они совершенно правы, упрощение и прямая привязка древней истории к современности контрпродуктивны. История нашей страны действительно куда многограннее, чем считают радикальные либералы-западники или радикальные национал-патриоты, видящие в ней лишь иллюстрацию к своему пониманию современных событий.

Смутное время – период кризиса, но заканчивается он символическим триумфом – поляков-католиков изгоняют.


Это позднее упрощение, в Речи Посполитой начала XVII века даже среди шляхты и магнатов еще было много и протестантов, и православных. Переход Острожских, Сапег, Вишневецких и многих других знатных родов в католичество только начинался.

На пороге XVIII века Россия устремилась в Европу. Изоляция – это не вариант, иначе Русь неизбежно отстанет. Выбор лишь – кому подражать. Самое сильное влияние на тот момент – католическое, польское. Но Пётр I решил по-другому и отправился в Голландию и Англию. Решено – теперь мы будем европеизироваться по протестантскому образу.


Время контактов с протестантскими странами Европы сдвинуто вправо. Уже Иван Грозный активно взаимодействовал с Англией и Данией. Борис Годунов выдал бы дочь за датского принца, если бы тот неожиданно не умер. Ко времени Петра в России уже сложилась значительная немецкая община, к которой примыкали и протестанты из других стран, от шотландцев Брюсов до женевца Лефорта. А уже ослабленная распрями среди магнатов и шляхты Польша, в которой во время Северной войны боролись сторонники двух королей, никак не могла быть образцом для абсолютиста Петра.

Будущий император запрещает строительство из камня везде, кроме Петербурга, чтобы продемонстрировать, что настоящая Европа только здесь, а остальная страна оставлена деревянной.


Дело, конечно, не в демонстрации, а в чисто практических соображениях – чтобы ускорить строительство столицы, весь камень должен был быть направлен туда. Не стоит видеть лишний символизм там, где его нет.

После Чаадаева компромисс невозможен. Ты либо за славянофилов, либо за западников.


Не стоит упрощать и сводить всё к этому конфликту. Среди тех же западников выделялось правое крыло, либералы и левое, революционные демократы и первые социалисты.


Период в русской истории, когда Россия и Европа нераздельны, мы называем Серебряным веком.
(…)
А кто может творить и предсказывать будущее. Культура Серебряного века отвечает: «Конечно, художник!». Искусство становится способом прозрения в будущее или в непостижимое, аккумулятором смыслов, которые совсем скоро будут повелевать миром. Художник может предугадать, куда пойдет история, а может даже ее творить. Раз так, искусство получает право быть загадочным. Неважно, что сейчас художника не понимают, ведь он вещает потомкам. Искусство может быть свободно от грубой социальщины. Какие там проблемы крестьян, если решаются судьбы вселенной? В Серебряном веке на сцену выходит не только творец, выходит и меценат. Те самые промышленники, построившие заводы и пароходы, дают деньги на искусство, на издание книг, журналов и каталогов, организацию выставок и спектаклей. Мамонтовы и Рябушинские создали для нового искусства инфраструктуру. Без капиталистов Серебряного века просто не было бы, однако сами творцы отвечают своим благодетелям презрением. Буржуазия для них – это мерзость. Но спонсоры признают превосходство художников и свой долг перед ними, ведь искусство – это будущее, а будущее – это революция. Человек Серебряного века живет в ожидании социальных изменений. Кто-то ждет революция с надеждой, как сбывшееся пророчество о новом лучшем мире, кто-то ждет с ужасом, как неминуемую катастрофу. Но в том, что она будет – не сомневается никто.


В обстановке Серебряного века пропущен сдвиг либералов вправо после революции 1905 года. И вообще она не упомянута, хотя на культуру влияние оказала огромное. До нее буржуазия в целом лояльно относилась к социалистам («забрать власть у царя помогут, ну а дальше их утопии не пройдут»), после - буржуазия получила от царя много уступок, а социалистов испугалась. Часть деятелей культуры пошла за ней и сдвинулась вправо, левые же правых стали презирать. Конфликт в культуре к 1917 г. уже существовал несколько лет. Можно вспомнить и сборник буржуазных идеологов «Вехи», и несходство взглядов поэтов эпохи – коммуниста Маяковского, буржуазного эстета Северянина, крайне правого Гумилева и других.

Вот башня – авангардный памятник, который конструктивист Владимир Татлин намеревался воздвигнуть во славу революции. Это были первые годы Советской власти, когда художники думали, что наконец пришло их время. Однако башня так и не будет построена, а творцов очень быстро начнут репрессировать. Как надежды сменились разочарованием и страхом, сейчас расскажем.


Послереволюционную культуру сводить к авангардистам неправильно, часть авангардистов была антисоветскими, а из просоветских по политическим взглядам деятелей советской культуры многие были по стилю вполне традиционны. И разумеется, далеко не все они в Советской власти разочаровались.

Революционеры хотели не просто скинуть царя и бога, они хотели подхлестнуть историю, прорваться в будущее, преодолеть природу, создать нового человека и утопическое общество. Однако у этой мечты о будущем была и оборотная сторона, причем очень архаическая, наивная, почти религиозная. Революционеры верили, что могут изменить всё мироздание легко и быстро, что коммунизм – это чуть ли не царство божие на Земле, что мудрый вождь наведет справедливость и порядок. Такой противоречивый образ будущего можно найти в поэмах Маяковского и архитектуре конструктивизма, фильмах Эйзенштейна и Вертова и работах Родченко и Лисицкого. И не только у интеллигентов – их ненависть к капитализму и наивную веру в лучшее разделяли и недавние крестьяне, переехавшие в город и ставшие пролетариями, и многие другие социальные группы, не находившие себе места в старом мире и ставшие рычагом революции. Долго модернизация и архаика в культуре и обществе мириться не могли. Конечно, победила архаика. На словах мы строим новое справедливое общество, а на деле восстанавливаем крепостное право в виде колхозов, создаем культ вождя – Сталина – и приносим ему гигантские человеческие жертвы. В этих тисках оказались зажаты и деятели культуры. Кто-то пытался не предавать революционные идеалы, как Маяковский, а кто-то никогда и не вёлся на советскую риторику, как Булгаков или те, кто эмигрировал сразу после революции. Но большинство оставшихся были попутчиками. Они морально сочувствовали переменам – от индустриализации до идеи женского равноправия, но не закрывали глаза на ужасы происходящего, от Гражданской войны до Большого террора. Платонов и Зощенко, Эйзенштейн и Шостакович пытаются поймать момент и говорить на языке новой реальности. Они – летописцы и зарождения больших надежд, и их гибели. Но и то, и другое им не чужое, обе эти эмоции они пропустили через себя. Благодаря этому синтезу рождаются шедевры, многие из них – неподцензурные.


Здесь воспроизводится взгляд на Советский Союз именно дореволюционного интеллигента-элитария, которому и при старом строе жилось неплохо. Советская власть использовала временами жестокие методы, но она занималась именно модернизацией страны, в которой большинство до ее прихода не знало грамоты и жило без электричества. Разумеется, взгляд такого интеллигента на принудительную и встретившую ожесточенное сопротивление модернизацию будет антисоветским. Показательно, что авторы ничего не сказали о тех, кто не принял Советскую власть сразу, но потом убедился в ее правоте. А ведь это и Горький, вначале критиковавший большевиков, и Алексей Толстой, вернувшийся из эмиграции в 1923 году, и Куприн, вернувшийся в 1937 году. Наконец, многие эмигранты признали Советскую власть, создали объединения советских патриотов в эмиграции и вернулись уже после Великой Отечественной войны,

Но чем ближе к Большому террору и войне, тем меньше художники верят в справедливый советский строй. Кого-то расстреляли, кого-то затравили, кто-то приспособился. Новых творцов теперь, как в пробирке, воспитывают официальные союзы писателей, художников и так далее. Но гениев среди них уже не будет. На смену авангардному прорыву в будущее пришел климат зрелого тоталитаризма.


После репрессий культура, конечно, не кончилась. Достаточно вспомнить Шолохова и Алексея Толстого, продолживших писать в те годы. «Тихий Дон» был закончен в 1940 году, «Хождения по мукам» — в 1941-м.

А первый раз свободой повеяло во время войны. Тогда сразу выяснилось, что коммунизм как идея провалился, умирать за него никто уже не пойдет. Сталину пришлось экстренно придумывать новую идеологию, национальную.


Применительно к взглядам советских людей на войне — совершенно неверно, особенно с учетом количества принятых в ВКП(б) на фронте. Можно вспомнить и рост влияния иностранных коммунистов и симпатий к СССР в те же годы войны.

После войны свободы не стало – Сталин боялся победителей Гитлера, которые вернулись с фронта, и перекрыл им воздух. Более того, сама война оказалась под запретом. Говорить о ней правду не казенными, а человеческими словами станет можно только спустя десятилетия.


Лакировка войны в советском искусстве встречалась, но столь категоричные суждения к реальности отношения не имеют. Достаточно вспомнить «Судьбу человека» и предшествующий ей рассказ «Наука ненависти», написанный и изданный уже в 1942 году, Шолохова, стихи Суркова и Исаковского, многие из которых стали песнями, и многое другое.

Оттепель не была ни последовательной, ни долгой, однако и застой не был полным закручиванием гаек. Да, культуре пришлось уйти в подполье, зато там она расцвела. Писатели перестают интересоваться официальными публикациями – зачем, если вся жизнь в андеграунде? А многим удается напечататься и за рубежом. Власть бульдозерами разгоняет выставку неофициальных художников, но так пугается, что разрешает следующие показы.


Всё позднее развитие советской культуры сведено к диссидентам или как минимум фрондерам, это тоже неверно. Можно вспомнить людей, которые не изменили убеждений после распада СССР – как литовский поэт Межелайтис, оставшийся коммунистам, когда коммунистическую партию запретили, как Татьяна Лиознова, снявшая уже в перестройку антиамериканский фильм «Конец света с последующим симпозиумом», как покончившая с собой Юлия Друнина.

Таким образом, начав в целом за здравие, ближе к концу создатели передачи всё больше демонстрируют свои антисоветские предубеждения и в коне концов начинают откровенно путать культуру и антисоветское подполье. Это далеко не синонимы, и мы, создавая новую прогрессивную культуры, должны будем опираться и на классическую русскую культуру ΧΙΧ века, и на прогрессивных деятелей культуры зарубежных стран, и, безусловно, на культуру СССР, включая послевоенную, к которой «Арзамас» относится пренебрежительно.
Tags: "Арзамас", история, культура, наш ответ Керзону
Subscribe

  • 27 ноября 1921 г.

    27 ноября 1921 г. Ленин встретился с лидером Рабоче-фермерской партии США П.П.Христенсена. В тот же день правительство Финляндии обратилось в…

  • 26 ноября 1921 г.

    26 ноября 1921 г. в Трабзон прибыло чрезвычайное посольство УССР в Турции во главе с М.В.Фрунзе (находилось в Турции до 14 января 1922 г., посетив…

  • 25 ноября 1921 г.

    25 ноября 1921 г. был принят декрет СНК РСФСР «О товариществах (артелях) ответственного труда», целью которых являлось «отправление должностей и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment